Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днём: “Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра - мы подумаем завтра”. Челкаш не работал нигде, его не допускали даже на гавань грузчиком, его не хотели нигде видеть. Челкаш не хотел признавать, что он – отбросок, никому не нужное жалкое существо, человек, отпустившись на “дно жизни”. От этих чувств он освобождался с выпивки, но и море играло в этом большую роль. На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство, - охватывая всё его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. На море он чувствовал себя владыкой всего, забывал о жизни на суше… Но, несмотря на нищету и т.д., Челкаш не теряет всякие человеческие качества, хотя он и вор, но душевные ценности в нём присутствуют. По разговорам с Гаврилой можно понять, что Челкаш когда-то жил в деревне, у него был отец, мать, своя земля, на которой он когда-то жил и работа…Он старался никогда не вспоминать о них, но Гаврила заставил его всё вспомнить, несмотря на то, что Челкаш о них, о деревенской жизни говорил неохотно, с волнением. Гаврила заставил Челкаша вспомнить всё своё осознать, что он ничего не стоит, что он никому не нужен.…Поэтому Челкашу он чуть не нравился, но всё равно Челкаш жалел его. Челкашу было приятно лидерствовать над ним, смотреть, как он [ГАВРИЛА] боится его, страдает…. Челкаш в это время чувствовал себя человеком, лидером…Вором он стал потому ,что любил свободу.
В романе «Война и мир» духовный кризис – «привилегия» любимых героев Толстого – тех, кто обладает богатым духовным потенциалом, стремится к внутреннему развитию и к поиску истины. Однако кризис у каждого из персонажей «свой» - он обусловлен их внутренними, психологическими особенностями, свойствами натуры. Так, духовный кризис Андрея Болконского, на мой взгляд, связан с отчуждением героя от людей вследствие его сильнейшего эгоизма и индивидуализма. Духовный путь этого героя в романе – это попытка преодолеть «стену отчуждения», выйти из рамок собственного «я» и соединить свои интересы с интересами других людей, посвятить свою жизнь ближним. Итак, в начале произведения высокоинтеллектуальный, честолюбивый и амбициозный Болконский чрезвычайно одинок. Он сам отделил себя от других – князь уверен в собственном превосходстве над «пустыми людьми света», он презирает их и отчаянно скучает в их обществе. Болконский мечтает о военной славе – о подвиге, который сделает его известным и всеми любимым. Важно, что в этот период жизни героя его кумиром является Наполеон - это подчеркивает индивидуалистические устремления Болконского, его отдаленность даже от самых близких (отец, сестра, жена) людей. Чтобы реализовать свои планы (а не защитить родину!), князь Андрей отправляется в армию и участвует в войне 1805 г. Однако эта война приносит Болконскому не всемирную славу, а совсем другое – кардинальное переосмысление жизни и свой роли в этом мире. После ранения под Аустерлицем герой переживает серьезнейший духовный кризис. Побывав на грани жизни и смерти, Болконский осознает никчемность своих прежних мечтаний и устремлений. Даже сам «великий» Наполеон кажется ему теперь бесконечно маленьким по сравнению с «высоким небом», которое стало для героя символом истинных духовных ценностей. Полностью разочаровавшись в индивидуалистических идеалах, Болконский решает посвятить свою жизнь семье. В имении он переживает смерть жены и рождение сына, однако не чувствует себя счастливым. Лишь вновь обретя возможность любить (встретив Наташу Ростову), князь на какое-то время возрождается к жизни, понимает, что раньше бессмысленно хлопотал в «узкой, замкнутой рамке». Однако окончательное нравственное прозрение происходит к Андрею Болконскому после ранения под Бородином (заметим, что на войну 1812 года Болконский идет ради интересов России, а не своих собственных). Все то, что герой увидел и испытал во время Бородинского сражения ему отринуть собственное «эго» и испытать «жалость и любовь» к «кровному врагу» – Анатолю Курагину, тяжело раненному в бою. Размышляя о Курагине, Болконский приходит к выводу, что самое главное в жизни - «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - ... та любовь, которую проповедовал Бог на земле...» Наверное, это осознание – максимальное достижение героя, вершинная точка его земного духовного развития. Поняв эту истину, Болконский умирает. Сумел ли он до конца преодолеть свой духовный кризис? Приблизился ли он к истинному пониманию жизни? Думаю, да. Однако в полной мере воплотить идеал духовной жизни (не в мыслях, а на деле) смог лишь другой любимый герой Толстого – Пьер Безухов.
"От огня происхожу,от огня и умираю"-это уголь. "Святая ночь" Сельма Лагерлёф
Легенда о рождении Христа.Незнакомец попросил огня у пастуха,чтобы развести костёр и согреть новорожденного младенца,но костёр уже прогорел,остались лишь куча угольев,от огня произошёл,от огня и умер.Незнакомец взял уголья,не обжёгся и понёс их,"как будто это был не огонь, а орехи или яблоки." Злой пастух младенца,отдал овчину,чтобы укутать малыша и снизошли к нему ангелы в Святую ночь Рождества.Пастух проявил милосердие и "открылись глаза его, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать."
Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днём: “Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра - мы подумаем завтра”.
Челкаш не работал нигде, его не допускали даже на гавань грузчиком, его не хотели нигде видеть. Челкаш не хотел признавать, что он – отбросок, никому не нужное жалкое существо, человек, отпустившись на “дно жизни”. От этих чувств он освобождался с выпивки, но и море играло в этом большую роль.
На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство, - охватывая всё его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. На море он чувствовал себя владыкой всего, забывал о жизни на суше…
Но, несмотря на нищету и т.д., Челкаш не теряет всякие человеческие качества, хотя он и вор, но душевные ценности в нём присутствуют.
По разговорам с Гаврилой можно понять, что Челкаш когда-то жил в деревне, у него был отец, мать, своя земля, на которой он когда-то жил и работа…Он старался никогда не вспоминать о них, но Гаврила заставил его всё вспомнить, несмотря на то, что Челкаш о них, о деревенской жизни говорил неохотно, с волнением.
Гаврила заставил Челкаша вспомнить всё своё осознать, что он ничего не стоит, что он никому не нужен.…Поэтому Челкашу он чуть не нравился, но всё равно Челкаш жалел его. Челкашу было приятно лидерствовать над ним, смотреть, как он [ГАВРИЛА] боится его, страдает…. Челкаш в это время чувствовал себя человеком, лидером…Вором он стал потому ,что любил свободу.