Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи, — К светлой тайне приложил уста.
С точки зрения языка, синонимическая пара «песня, мечта» состоит из стилистически нейтральных синонимов; с точки зрения поэта, это слова высокого стиля.
Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога… Снится ей белая роща И травяные луга.
Немощь и тщедушие всегда вызывают жалость, печаль и сострадание, отсюда, как нам представляется, и возникает общая сема, которая пронизывает все компоненты контекстного синонимического ряда, – “жалость”.
Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звезд благодать. Загадать бы какое желание, Да не знаю, чего пожелать.
цветовое прилагательное синее, которое входит в авторскую синонимическую парадигму, с одной стороны, сохраняет свое основное цветовое значение, с другой же – синтагматически «заражается» новым семантическим оттенком со значением времени, уже содержащимся в двух других синонимах предрассветное и раннее.
Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз.
В основе произведения Шолохова "Судьба человека" - история жизни обычного советского человека Андрея Соколова. Андрей Соколов , на мой взгляд , человек "с большой буквы" . На долю которого выпали самые безжалостные и кровопролитные войны: Гражданская и Великая Отечественная. Гражданскую войну он в рядах Красной Армии, в голодные послевоенные годы потерял отца, мать и сестрёнку. В Великую Отечественную войну - был фронте, в фашистском плену, потерял жену и дочерей, а в последствии и пережил гибель сына. Большая часть жизни Андрея Соколова пропитана болью и страданием, душа стонет и плачет от пережитого им , его "...глаза , словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской.." Любой человек, на его месте , мог бы ожесточиться, озлобиться , сломаться . Но Андрей Соколов не ропчет на мир , не замыкается в своем горе , а находит новый смысл жизни - маленького сироту Ванюшу , он усыновляет мальчика : " Закипела тут во мне горючая слеза , и сразу я решил :"Не бывать тому , чтобы нам порознь пропадать! Возьму его себе в дети!". Вот такой он, Андрей Соколов , человек с трагической судьбой всевозможные испытания, с честью вышедший из них и сохранивший при этом сострадание , теплоту и душевные силы поддержать только начавшуюся жизнь сироты. На мой взгляд, в своей рассказе "Судьба человека " Шолохов в вкладывает в слово "человек" следующее значение - настоящий русский человек . Это человек , который ни при каких обстоятельствах не теряет человеческого достоинства, совести, чести, сострадания к ближнему , доброй души и чистого сердца. Весь рассказ пропитан безграничной верой автора в стойкость , мужество и духовные силы русского человека и русского народа.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи, —
К светлой тайне приложил уста.
С точки зрения языка, синонимическая пара «песня, мечта» состоит из стилистически нейтральных синонимов; с точки зрения поэта, это слова высокого стиля.
Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога…
Снится ей белая роща
И травяные луга.
Немощь и тщедушие всегда вызывают жалость, печаль и сострадание, отсюда, как нам представляется, и возникает общая сема, которая пронизывает все компоненты контекстного синонимического ряда, – “жалость”.
Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звезд благодать.
Загадать бы какое желание,
Да не знаю, чего пожелать.
цветовое прилагательное синее, которое входит в авторскую синонимическую парадигму, с одной стороны, сохраняет свое основное цветовое значение, с другой же – синтагматически «заражается» новым семантическим оттенком со значением времени, уже содержащимся в двух других синонимах предрассветное и
раннее.
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
И так далее..