великий поэт и писатель александр сергеевич пушкин родился в москве 6 июня 1799г. с раннего детства пушкин рос и воспитывался в среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. отец александра сергеевича был ценителем , имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели того времени.
огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, арина родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало произведений.
в 1811-ом году отец и дядя решают отправить пушкина в только что открывшийся царскосельский лицей. роль лицея в становлении личности трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как иван пущин, вильгельм кюхельбекер, антон дельвиг и многими другими. в 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего пушкина «к другу стихотворцу».
после окончания лицея в 1817 году пушкин не вернулся в москву, а переехал в петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. и уже через три года, пушкин дописывает свою знаменитую поэму «руслан и людмила».
за распространение эпиграмм на различных людей, вольных стихов, в 1820 году пушкина отправляют в ссылку. в ссылке, в 1823м году поэт садится за написание романа «евгений онегин», который принесёт ему в будущем великую славу. за четыре года ссылки пушкиным были написаны такие романтические южные поэмы как «кавказский пленник», «бахчисарайский фонтан», «братья разбойники».
в 1824-ом году поэт находился в ссылке в своём имении – в селе михайловское. там он продолжал работу над «евгением онегиным», писал «бориса годунова», стихотворения. находясь в ссылке александр сергеевич узнаёт о восстании друзей декабристов, многие из которых в последствии были казнены и отправлены в ссылку.
4 сентября 1826 года николай 1 вызвал пушкина в москву, но свобода, дарованная царем, была недолгой, уже в 1828 году вышло постановление государственного совета о надзоре над пушкиным. в этом же году он самовольно уехал на кавказ, где служили его друзья.
в 1830 году пушкин посватался, а 1831 году женился на наталье гончаровой. перед женитьбой он уехал в имение в болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. этот период в творчестве пушкина называют болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество произведений самых разных жанров, такие как «дубровский», «капитанская дочка» и многие другие.
8 февраля 1837 года пушкин стрелялся на дуэли с дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на мойке.
Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Библиографы поэта убеждены, что он предчувствовал свою смерть и, более того, искал ее, умышленно затевая ссоры с сослуживцами и провоцируя дуэли. Тем не менее, в стихотворении «Утес» нет ни одного намека на то, что Лермонтов знает о том, что его земной путь подходит к концу. Это произведение наполнено романтикой и одухотворенностью, которыми автор нередко наделял живую природу, справедливо полагая, что люди давно уже разучились испытывать высокие и благородные чувства. В два коротких четверостишья Михаил Лермонтов смог не только уместить очаровательную зарисовку южного пейзажа, но и вложить в свое произведение глубокий жизненный смысл. Тучи во все времена отождествлялись в религии и мифологии с чем-то неземным и божественным, их природа, долгое время остававшаяся для людей загадкой, внушала им благоговейный трепет. Утес же в данном конкретном случае символизирует нечто мирское и обыденное, не вызывающее удивление либо желания преклоняться перед тем, что можно осязать. Таким образом, в стихотворении «Утес» пересекаются духовное и материальное начала. Однако союз тучки и утеса является мимолетным и случайным. В этом Михаил Лермонтов видит нашу повседневность, в которой люди задумываются о собственной душе гораздо реже, чем беспокоятся о теле. Однако автор подчеркивает, что истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по его мнению, может великолепно существовать и, как тучка, которая «утром в путь умчалась рано», возвращается в иной мир, не испытывая боли и страданий. В то же время тело без души обречено если и не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утесу, который «одиноко стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которыми автор награждает главных героев стихотворения, призваны подчеркнуть контраст между миром духовного имматериального. Легкую и невесомую тучку Михаил Лермонтов именует «золотой». Утес же предстает перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни, которая давно перестала приносить ему радость. Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова придерживаются иной трактовки стихотворения «Утес», считая, что оно посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Так, «тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в Он вполне годится на роль отца таинственной незнакомки или же ее случайного знакомого, для которого общение с девушкой неожиданно оказывается весьма приятным. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури» или, попросту говоря, своих подружек. И пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни. Осознание этого вызывает у него чувство жалости к самому себе, глубокую печаль и ощущение бес Не исключено, что в образе пожилого господина-утеса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость (на момент гибели поэту исполнилось всего 28 лет), в душе он чувствовал себя глубоким стариком. Страдания, связанные с невозможностью реализовать себя в мире, который соткан из противоречий, заставили Михаила Лермонтова фактически поставить крест на собственной жизни. И, наблюдая за тем, как другие люди, немногим моложе его, могут позволить себе роскошь быть по-настоящему счастливыми, поэту лишь оставалось смириться с собственной участью и признать, что он обречен на вечное одиночество и непонимание.