Повесть "Станционный смотритель" показалась мне печальной и в то же время поучительной. В ней рассказывается о том, что нужно беречь и уважать своих родителей. Я думаю, что поступок главной героини был недостойным. Отец простил бы ей и побег с офицером, и многое другое, если бы девушка дала ему знать о себе. Но она скрывалась в Петербурге и даже не вышла навстречу Вырину, когда он сам приехал в столицу и нашел ее. Конечно, в конце героиня раскаивается, но уже слишком поздно. Ее отец не выдерживает разлуки и умирает.
На мой взгляд, 1. Лиза - доверчивая, юная девушка. Она не была ни дворянской дочерью, ни купеческой, поэтому у неё не было гувернанток, которые могли бы научить её правилам поведения с мужчинами. Она была неопытна в этом плане, поэтому я считаю закономерным то, что она попалась на уловки Эраста; 2. Эраст - избалованный, эгоистичный молодой человек, вкусивший плоды страсти. Вроде он отрицательный персонаж: я осуждаю его за то, что он испортил наивную и добрую девушку , не подумал о том, что её неопытное сердце может сильно к нему привязаться, что она не умеет вертеть поклонниками, как дворянские дочери. Но не стоит однозначно отрицать его: он в принципе не мог бы понять бедную девушку, ему не знакомо чувство безответной любви. Он испытывал страсть и интерес, но никак не обиду от любви.
Фигура боярыни на скользящих розвальнях — единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука — как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей… закаляется в них воля… восстают неведомые душевные силы»..В колорите русской зимы глаз художника впервые обнаружил неисчерпаемое богатство. Суриков сообщает объединяющую живописность всей картине. Все ее части, все детали оказываются связанными единым дыханием морозного московского дня. Одежды, богатые и убогие, темные и яркие, здесь выступают как заглушенный басовый аккомпанемент к высоко звучащему колориту лиц и рук. Эти одежды образуют общую темную массу, сложную тональность которой определяют немногие локальные пятна синего, красного и желтого цветов