в своих «сказках» писатель преследовал не нравоучительные, а политические и социальные цели. неслучайно салтыков-щедрин с особенной охотой прибег к форме сказок в самые тяжкие годы реакции, создавшие особенно неблагоприятные условия для его деятельности. «сказки» дали писателю возможность бичевать реакцию, несмотря на страх либеральных редакторов и вопреки неистовству цензуры. «сказки» в своеобразной экономной форме повторяют тематику почти всего прошлого творчества сатирика. в этом отношении, на мой взгляд, они являются как бы конспектом всего написанного щедриным. поэтому сказки можно назвать лучшим введением для ознакомления с собранием сочинений великого писателя. медведь, орел, волк и другие животные, которые являются основными действующими лицами сказок салтыкова-щедрина, - это сказочная интерпретация «градоначальников» и «помпадуров». в сказках салтыкова-щедрина говорится о судьбе народа и его угнетателях. накипевшая боль, неугасимая ненависть, поиски выхода водили пером сатирика. боль искала выхода в творчестве, творчество было размышлением о путях исцеления боли, каждая написанная строка звала против тех, кто причиняет боль. «живость боли, - писал сатирик, - служила источником живых образов, при посредстве которых боль передавалась в сознание других».
Поход князей во главе с новгород-северским князем игорем святославичем из рода ольговичей на половцев к берегам рек дона и сала. одержав победу над половцами на реке сюурлий, на берегах реки каялы войско столкнулось с их основными силами. потерпев поражение, князь игорь попал в плен, откуда вскоре бежал. этот поход послужил основой для «слова о полку игореве». битва в «слове»
тогда по земле редко оратаи кликали, но часто вороны граяли, мертвые тела между собой деля, а галки свой разговор вели — полетят они на богатый пир. это было в те битвы и те походы, а такой битвы не слышано! с утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья харалужные, остриями блистающие в поле неведомом среди земли половецкой. черная земля под копытами костями была засеяна и кровью полита, скорбью взошли они по земле. что мне шумит, что мне звенит так рано пред зарей? игорь полки поворачивает, ведь ему жаль милого брата всеволода. бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги игоревы. тут два брата разлучились на берегу быстрой каялы. тут кровавого вина не хватило; тут пир закончили храбрые русичи, сватов напоили, а сами полегли за землю. никнет трава от жалости, и дерево от горя к земле склонилось. «слово о полку игореве»
поход в летописи
в лето 6693 (1185) игорь святославич, внук олегов, поехал из новгорода-северского месяца апреля в 23-й день, во вторник, в поход против половцев. он взял с собою брата всеволода из трубчевска, святослава ольговича, сыновца своего из рыльска, и владимира, сына своего, из путивля. а у ярослава испросил в ольстина алексича, прохорова внука с ковуями черниговскими. и так, собирая дружину свою, медленно шли северские князья, ибо у них кони были тучны. они шли к реке донцу в час вечерний. игорь же взглянул на небо и увидел, что солнце стоит словно месяц. и сказал он боярам своим и дружине своей: - смотрите, что это за знамение? они же, взглянув, поникли головами и сказали: - княже, это знамение не к добру. игорь же ответил: - братья и дружина! тайн божьих никто не ведает. бог - творец и знамениям и всему миру своему. мы же после увидим, что нам бог даст - добро или беду. и, сказав так, игорь переправился через донец и пришел к осколу. там он ждал два дня брата своего всеволода, ибо тот шел иным путем из курска. от оскола все пошли дальше, и тут к ним приехали сторожи, которых посылали ловить языка.