Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился еще в детстве, было стихотворение «Парус». Еще в те годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью, поэтической красотой, глубокими переживаниями, чувствами и мыслями, отраженными в нем. Шло время, я читал и читал Лермонтова, но все-таки не встречал стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем «Парус». (Близки к нему «Горные вершины», но это перевод из Гёте.)
Продолжает оно восхищать меня и сейчас своей лаконичностью и точностью, правдивым и впечатляющим образом, мелодичностью и скрытым в нем раздумьем, тоской, грустью. В отличие от других стихов Лермонтова («Бородино», «Смерть поэта», «Дума») оно невелико — в нем всего три четверостишия. Но от всех этих больших и слегка неуклюжих стихов веет духом публицистики, и хотя я не собираюсь оспаривать их поэтические достоинства (они бесспорны), меня они трогают меньше. Может быть, потому, что мои стихи, которые я пишу сейчас, больше созвучны не зрелым стихотворным раздумьям Лермонтова, а юношескому «Парусу».
Прежде всего — образ. В этом стихотворении он слит с описанием паруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. Мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. Но это не просто картина, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус — это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе.
Наиболее точные эпитеты — «одинокий» и «мятежный». Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури», и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он «счастия не ищет», ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.
Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лермонтова. Только две его вещи так взволновали меня: «Мцыри» и «Парус». Вряд ли можно найти что-то более прекрасное в поэтическом наследии по э та
В сказке Берендея:
Жил царь Берендей с бородой до колен. Не было у него детей, и царь от скорби отправился проверять владения государства. Пробыл он в путешествии 9 месяцев и уже у столицы решил отдохнуть в чистом поле. Захотелось ему от зноя попить, и увидел он колодец. На поверхности плавал золотой ковш, не смог царь за него ухватиться, стал пить так. Вдруг кто-то схватил его за бороду. Со дна колодца смотрела на него страшная образина. Требовала она отдать то, о чем у себя в доме не царь не знал. Согласился государь, был уверен, что все ему в доме известно. Вернулся домой, а там царица с младенцем. Расстроился царь, стал ждать, когда придут за его сыном. Время шло, а посыльных от страшного хозяина колодца не появлялось. Царь начал забывать о своем обещании.
Сын вырос и стал чудо – красавцем. Отправился он на охоту. Вылез из дупла старик с зеленой бородой и велел передать Берендею, что пора долг возвращать.
Рассказал отец сыну страшную тайну. Иван – царевич отправился в путь. На четвертый день он оказывается на берегу озера. По нему плавают 30 сорочек-уточек. Схватил царевич одну. Уточки превратились в красных девиц. Та, которую поймал царевич, оказалась дочерью Кощея бессмертного Марьей-царевной. Попросила она Ивана отпустить ее, пообещала отблагодарить. Отправился Иван дальше ему девушка выполнить задания Кощея: дворец построить, Марью из царевен найти. Перед третьим заданием – сшить сапоги, пока горит соломинка, решили Иван и Марья сбежать. Обманули они погоню и Кощея. Сначала сделались речкой и мостиком, потом лесом, затем церковью и монахом. Даже коня прятали беглецы.
Царевич решил заехать в город, лежащий на пути. Марья предупреждала его об опасности, но он не поверил: поцеловал младенца и забыл про всех.
Девушка обернулась цветком и попала в дом к старикам. Она стала им, а старики решили выяснить, кто живет в доме. Явилась деду с бабкой Марья. Старик рассказал, что Иван женится. Царевна испекла для него пирог. В нем были спрятаны говорящие голуби. Отправилась к повару. Попросила отнести пирог гостям и Ивану-царевичу. Повар, восхищенный внешностью красавицы, согласился и поставил пирог перед юношей. Разломил царевич пирог, и заговорили птицы. Один предупреждал, чтобы другой не убегал, а то забудет всех, как Иван забыл о любимой. Вспомнил Иван о Марье, отправились они дальше.
Дома их ждали царь Берендей и царица. Сюжет сказки заканчивается веселой свадьбой.