5. Перечитывая комедию Грибоедова, я остановился на третье действие. Оно мне представляется самым живым, наверное, потому, что оно посвящено такому выдающемуся событию, как бал - выставке всяческих нарядов и поиску женихов.
На бал в дом Фамусова собираются самые именитые гости: «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!». Понятно, что на них надеты самые модные, дорогие и изысканные наряды. На мужчинах блещут мундиры, на дамах - украшения. Да и сам бал затеян не просто так: ведь не зря заботливый отец Фамусов накануне переговорил со Скалозубом о сватовстве. Он надеется на то, что полковник сделает предложение Софье. С надеждой найти жениха на бал явилась и старая дева графиня Хрюмина со старой девой графиней-внучкой, и шесть княжен Тугоуховских.
Они разряжены в пух и прах и говорить о нарядах бесконечно, хвастаясь ими и завидуя друг другу:
Какой фасон прекрасный!
Какие складочки!
Обшито бахромой.
Нет, если б видели, мой тюрлюрлю атласный!
Какой эшарп cousin мне подарил!
Ах! да, барежевый!
Ах прелесть!
Княгиня Тугоуховская, узнав, что есть неженатый мужчина - Чацкий, немедленно велит мужу звать его к ним в дом. Он для неё - потенциальный зять, хоть сам он об этом и не помышляет. Графиня-внучка тоже пробует заинтересовать собою Чацкого.
Гости продолжают съезжаться на бал, куда они являются для того, чтобы посплетничать, похвастать своими нарядами и приобретениями, найти женихов. Для этого и придуманы были когда-то балы в обществе, где думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, а боятся только за свой дворянский чин.
Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.
Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита “века покорности и страха”. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: “Учились бы, на старших глядя”. А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который “не то на серебре — на золоте едал”. Максим Петрович, вельможа времен “матушки Екатерины”, является для Фамусова образцом для подражания, потому что “когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб”. Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.
Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня “протекционизмом”. Герой комедии признается:
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.