Плюшкин степан – последний «продавец» мертвых душ. это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. в образе п. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. плюшкину плевать на запустение своего имения, зато он строго следит за уровнем наливки у него в графинчике. портрет плюшкина - (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать. маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши, засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще. плюшкин имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию. до смерти жены плюшкин был рачительным и богатым хозяином. он трепетно воспитывал своих детей. но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем, он стал подозрительнее и скупее. после неприятностей с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла) душа плюшкина окончательно ожесточилась – «волчий голод скупости овладел им» . но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя. продав чичикову мертвые души, плюшкин размышляет, кто бы мог ему оформить купчую в городе. он вспоминает, что председатель был его школьным товарищем. это воспоминание внезапно оживляет героя: «…на этом деревянном лице… выразилось… бледное отражение чувства»..
НИЛЬС ХОЛЬГЕРСОН (шв. Nils Holgerson) — герой сказки шведской писательницы С.Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона по Швеции» (1906-1907). Сказка задумана как учебник географии. Н.Х. — четырнадцатилетний крестьянский мальчик из Сконе, знаменитый гусенавт, счастливый путешественник не только по родной стране, но и по легендам и мифам. Совсем обыкновенный мальчишка, не самый добрый и достаточно ленивый, он поставлен в условия необыкновенные: превращенный Домовым за грубость и лень в гнома, Н.Х. совершает одно из самых невероятных путешествий в истории сказки — на гусе. Вместе с дикими гусями он облетает всю Швецию на домашнем гусе своей семьи Мортоне. Во время путешествия он проникает в закрытые для него раньше миры: леса, поля, поднебесье, а также города и деревни. Он соприкасается с миром фольклора и мифа. И, конечно, с миром знаний о национальной истории и географии. При этом Н.Х. легко мигрирует из одной сюжетной плоскости в другую, оказываясь то в будничном, реальном мире, то в волшебном, сказочном. «Одушевленное пространство» его путешествия — птицы и звери иногда на вполне человеческие подлости, но прежде всего — на самоотверженную друг другу. Сказка странствий оборачивается для героя сказкой воспитания. К концу путешествия Н.Х. не только обрел свой прежний облик, но и внутренне преобразился. Среди персонажей сказочного фольклора образу Н.Х. ближе всего Мальчик-с-Пальчик. Другая литературно-сказочная генеалогия — Гулливер Свифта или Алиса Кэролла.