Сказы "Малахитовой шкатулки" объединяются в группы, связанные общими героями, как главными, так и второстепенными. Эта связь писателем специально продумывалась для придания книге большей цельности. Иногда сказы объединяет указание на одно и то же время и место действия. Часто в сказах дается как бы история одной рабочей семьи: Степана и Насти, их дочери; Катерины и ее мужа мастера Данилы, а затем и их детей; старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Такие семейные истории существовали да и сейчас существуют на Урале.
Общие в сказах и волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.
Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на "подземной каторге", в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.
Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные выполняющие все ее распоряжения, — разноцвет ныс яшерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки.
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына Митю, стремяшихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу.
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя.
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков, барских прихвостней.
Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи) , и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам их так иногда называл.
Когда я только начал читать это произведение А.Грина, мне сначала показалось, что эта сказочная история для сентиментальных девчонок, которые мечтают о своих принцах. Но прочитав его до конца, я понял, что в нем сокрыты невидимые стороны этого чудесного творения автора. В нем на самом деле переплелись и жестокая реальность, и романтическая мечта. Бедная девушка Ассоль не знала большей радости, как спокойно жить со своим отцом и ему, чем может. Она жила в гармонии с природой, наслаждаясь ее великолепием и красотой, она чувствовала, что природа близка ей, деревья ее слышат и понимают. Ей многого не нужно было от жизни. Она даже не чувствовала себя бедной и отчужденной от этого злого мира реальности. Мир ее не понимал, не хотел признавать ее мечты, ее надежды, люди были злы и далеки от ее фантазий и ее мира сказок. Когда человека не понимаешь, то он становится для тебя чужим, странным, может даже стать и врагом. Ее не любили в округе, считая ненормальной и странной. Великое дело - быть понятой кем-то, кто видит мир такими же глазами,какими его видишь ты, кто его ощущает также, как и ты. В поселке не было ее единомышленников. Поэтому она и придумывала себе интересные для себя, развлечения и беседы с природой, жила в ожидании чуда. Суровая действительность всеми силами хотела заглушить все мечты и надежды прекрасной девушки.Но этого не могло произойти, Ассоль не поддавалась никакому давлению и влиянию. Она была свободной и независимой от этого мира. Его принципы и правила были далеки от нее. И от этого ей было только лучше. Она выделялась своей искренностью и своей наивностью на фоне этой безликой серой массы. Веря твердо в свою мечту, в свои алые паруса, она была счастлива. Романтическая мечта не могла не жить в ее душе, ведь Ассоль по своей сути и была романтиком. Кто твердо верит и надеется, тот и получает ожидаемое. Она дождалась своего Грея, своего близкого по духу человека, который оценил ее красоту души и доброе сердце, который не видел в ней странностей, а наоборот, видел ее прелестное сердце, полное любви и надежды, доверчивое и отзывчивое, искреннее и верное. Ее мечта осуществилась. Грей это сделал для нее одной. Для нее одной он пошел на все, чтобы к берегам ее поселка приплыло судно под алыми парусами,чтобы весь этот народ, который усмехался и издевался над нею, увидел то, что Ассоль их не обманывала, что она - замечательный человек, которому не место среди этих недобрых завистников. Романтическая мечта превратилась в реальность. Он "вырвал" эту девушку из лап этой жестокой действительности,показав всем, что прекрасные мечты сбываются.
Общие в сказах и волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.
Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на "подземной каторге", в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.
Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные выполняющие все ее распоряжения, — разноцвет ныс яшерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки.
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына Митю, стремяшихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу.
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя.
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков, барских прихвостней.
Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи) , и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам их так иногда называл.