В основе повести Гоголя «Ночь перед рождеством» лежит малорусская сказка о кузнеце и черте — «Кузнец». Однако в сюжете этой сказки отсутствует любовный конфликт. Черт и кузнец — главные действующие лица «Кузнеца». Все действие завязано вокруг картины с изображением нечистого: кузнец Яремка портит портрет черта, черт пытается отомстить ему, однако попытка не удается. В финале кузнец сжигает изображение черта, а черт вылетает в трубу.
В гоголевском сюжете находим соответствие и с сюжетом русской волшебной сказки. Как и Иванушка в русских сказках, кузнец Вакула получает трудное, на первый взгляд, невыполнимое задание. Далее в сказке Иванушка отправляется в дорогу на сером волке. Герой Гоголя отправляется в путешествие верхом на черте. Как и Иванушка, Вакула успешно справляется с поставленной перед ним задачей, возвращается домой и получает награду — любовь Оксаны (в сказочных сюжетах — Елена Прекрасная, Марья-царевна и т. д.).
Эта сюжетная схема достаточно быстрой смене эпизодов, представляющих звенья основных событий повести: неудавшееся «свидание» Солохи с чертом — объяснение Вакулы с Оксаной и его решение утопиться — мысль кузнеда обратиться за к «нечистой силе» и посещение им Пацюка — путешествие героя верхом на черте в Петербург — получение Вакулой туфелек от царицы — возвращение кузнеца домой — любовь Оксаны и Вакулы.
Характерно, что черт герою в достижении его цели. Здесь возникают романтические мотивы, мотивы Фауста и Мефистофеля. Однако, в отличие от Фауста, Вакула не продает душу дьяволу, а, наоборот, заставляет черта себе повиноваться. Кроме того, эта своеобразная получена героем лишь однажды. После этого Вакула «выдержал церковное покаяние».
Мы часто слышим имя Шекспира. В. Шекспир, «потрясатель сцены» — так саркастически называли начинающего драматурга авторы первых рецензий. Великий гуманист, живший в великое время для истории Англии, Шекспир не терял веры в светлое начало человеческой души — в доброту, любовь, в искреннюю дружбу, в веселый и заразительный смех. Его комедии — неисчерпаемый источник веселья, и даже в его трагедиях порой находится время и для пародии, и для шутки. «Ромео и Джульетта» — самая ранняя и самая жизнеутверждающая из шекспировских трагедий. Именно в ней любовь двух юных сердец разрушить вековую вражду и установить долгожданный всей Вероной мир между враждующими семействами Монтекки и Капулетти. Сюжет трагедии был заимствован Шекспиром из средневековой итальянской хроники начала XIV столетия. В Вероне до сих пор гостям города показывают легендарную гробницу Джульетты. Сам сюжет о трагической любви юных веронцев и его многочисленные обработки, включая шекспировскую трагедию, пользовались популярностью повсюду. Существуют исторические документы, согласно которым трагедия Шекспира была представлена публике впервые под шумные аплодисменты. В чем тайна такой популярности трагедии в Почему и сегодня «Ромео и Джульетта» — одна из самых любимых молодежью пьес великого драматурга? Два юных представителя древнейших, враждующих меж собой родов Вероны — Ромео и Джульетта — полюбили друг друга. Но вековая распря между их семьями, о причине которой все уже давно забыли, не только отравляет жизнь всем жителям города постоянными стычками, драками на улицах. Она мешает соединиться любящим юноше и девушке. Читатель или зритель буквально с первых сцен сочувствует Ромео и Джульетте. Сочувствие усиливается оттого, что образы главных героев пьесы не статичны: Ромео и Джульетта — живые, изменяющиеся и растущие вместе со своим чувством. Ромео, в первой сцене трагедии томно убеждающий себя и окружающих, что он страстно влюблен в прекрасную Розалину, сильно изменяется за две недели, полные событий. Встреча с Джульеттой преображает героя. Новый Ромео всецело отдается настоящей любви, не условной, а реальной: «Небеса мои там, где Джульетта». Из мальчика Ромео становится мужем; Ромео после встречи с Джульеттой Капулетти серьезен, мужественен, сдержан, почти мудр. Так, он терпеливо сносит оскорбления от надменного и заносчивого Тибальта, зная, что он двоюродный брат его возлюбленной. Изменяется и образ Джульетты. В девочке, покорной во всем воле матери, после встречи с Ромео Монтекки пробуждаются главные качества характера — большое, любящее сердце, рассудительность в словах и решительность в поступках. Но еще девочка, которой не исполнилось и четырнадцати лет, Джульетта непосредственна и открыта в своих чувствах. И чувства Джульетты совершенно серьезны, ей не свойственна ирония: в ответ на полушутливое предложение кормилицы выйти замуж за Париса Джульетта негодует. Она не в состоянии понять, почему она обязана ненавидеть Ромео только за то, что он Монтекки, представитель враждебного клана. Джульетта восстает против силы имени. В прочувствованном монологе этой девочки звучат революционные идеи, перевернувшие науку о языке в начале XX в.: имя — это лишь пустой звук, не повлиять на внутреннее содержание носителя. Что значит имя? Роза пахнет розой
В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь прославляет героизм русских людей. Русский критик В. Г. Белинский писал: « «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. » А сам Н. В. Гоголь так написал о своем произведении: «Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем. » На примере семьи Тараса Гоголь показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет. Тарас Бульба был богатым казаком и мог себе позволить отправить своих детей учиться в бурсу. Он хотел, чтобы его дети выросли не только сильными и смелыми, но и образованными людьми. Тарас считал, что если дети будут расти дома, под боком у матери, то из не выйдет хороших казаков, потому что каждый казак должен «почувствовать битву» . Старший сын Остап не хотел учиться: несколько раз убегал он из бурсы, но его возвращали; он закапывал учебники, но ему покупали новые. И однажды Тарас сказал Остапу, что если тот не будет учиться, то его отправят в монастырь на двадцать лет. Только эта угроза заставила Остапа продолжить учение. Когда Остап с друзьями проделывали всякие шалости, он брал всю вину на себя и не выдавал друзей. А Андрий любил учиться и был зачинщиком всех шалостей . Но ему всегда удавалось избежать наказания. Несмотря на различия, Остап и Андрий обладали цельным характером, только у Остапа это проявилось в преданности делу и отчизне, а у Андрия в любви к прекрасной панночке. В сечи были суровые нравы. Там ничему не учили кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, и изредка ходили на охоту. «Казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества» . «Пахарь ломает свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылали к черту и ремесло, и лавку, били горшки в доме. И все, что ни было садилось на коня. Словом русский характер получил здесь широкий, могучий размах и дюжинную наружность» . Запорожское казачество возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось множество людей. В 16 веке будущие Украина и Белоруссия оказались в составе Речи Посполитой. Гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это суровое время и пришлось жить героям Гоголя. Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела» . В нем были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва» . Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы. Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам. Андрий – полная противоположность своего старшего брата. Он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей» . Он не знал что такое значит рассчитывать заранее свои или чужие силы. Под воздействием своих чувств был не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына Тараса. Поддавшись чувствам он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью» , оборвала молодую жизнь Андрия. Гоголь с большой любовью описывает и Остапа, и Андрия, и Тараса. Его повесть звучит как гимн отчизне, героизму соотечественников. Андрий ради своих чувств не побоялся отказаться от своей веры, семьи и пошел против отчизны. Остап вызывает уважение своей преданностью к общему делу, непоколебимой верой и стойкостью. Повесть Гоголя «Тарас Бульба» можно сравнить с поэмами Гомера. Его герои воспринимаются как былинные богатыри: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».
Объяснение:
В основе повести Гоголя «Ночь перед рождеством» лежит малорусская сказка о кузнеце и черте — «Кузнец». Однако в сюжете этой сказки отсутствует любовный конфликт. Черт и кузнец — главные действующие лица «Кузнеца». Все действие завязано вокруг картины с изображением нечистого: кузнец Яремка портит портрет черта, черт пытается отомстить ему, однако попытка не удается. В финале кузнец сжигает изображение черта, а черт вылетает в трубу.
В гоголевском сюжете находим соответствие и с сюжетом русской волшебной сказки. Как и Иванушка в русских сказках, кузнец Вакула получает трудное, на первый взгляд, невыполнимое задание. Далее в сказке Иванушка отправляется в дорогу на сером волке. Герой Гоголя отправляется в путешествие верхом на черте. Как и Иванушка, Вакула успешно справляется с поставленной перед ним задачей, возвращается домой и получает награду — любовь Оксаны (в сказочных сюжетах — Елена Прекрасная, Марья-царевна и т. д.).
Эта сюжетная схема достаточно быстрой смене эпизодов, представляющих звенья основных событий повести: неудавшееся «свидание» Солохи с чертом — объяснение Вакулы с Оксаной и его решение утопиться — мысль кузнеда обратиться за к «нечистой силе» и посещение им Пацюка — путешествие героя верхом на черте в Петербург — получение Вакулой туфелек от царицы — возвращение кузнеца домой — любовь Оксаны и Вакулы.
Характерно, что черт герою в достижении его цели. Здесь возникают романтические мотивы, мотивы Фауста и Мефистофеля. Однако, в отличие от Фауста, Вакула не продает душу дьяволу, а, наоборот, заставляет черта себе повиноваться. Кроме того, эта своеобразная получена героем лишь однажды. После этого Вакула «выдержал церковное покаяние».