Любовь в понимании Чацкого и Софьи
Любовная линия в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" очень важна, на мой взгляд, потому, что именно она делает действие непрерывным, задает направление. Наблюдая взаимоотношения Софьи и Чацкого, читатель или зритель убеждается в том, что представления о любви у них совершенно различны. Неудивительно: все люди разные, и странно ожидать от другого человека полного совпадения взглядов на что бы то ни было.
Чацкий отличается живостью нрава, пылкостью и эмоциональностью. Он открыт и искренен, а его бьющая фонтаном энергия даже смущает Софью. По мнению Чацкого, любовь должна быть пылкой, ей следует отдаваться полностью, без остатка. Узнав о чувствах Софьи к Молчалину, Чацкий долго не верит этому. Для Чацкого если любить, то до самозабвения. Три года его отсутствия никак не остудили его чувств. В третьем действии 5 части он спрашивает Софью:
Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем, и всем его делам
Душою - вы, вам угожденье?..
Софья же тяготится такой любовью Чацкого. Об этом говорит ее реплика "в сторону": "Вот нехотя с ума свела!"
Чацкий не учел, что Софья изменилась. Да и представление о любви у нее иное. Когда она в том же пятом действии описывает достоинства Молчалина, на ум приходит английская поговорка "Красота в глазах смотрящего". Софью привлекает его скромность, застенчивость (вернее то, что она считает скромностью и застенчивостью - о подлинной натуре Молчалина она узнает случайно и очень скоро). "Я не старалась, Бог нас свел." - говорит Софья. И действительно: это Чацкий мог путешествовать, а Софья три года была дома, изредка выезжая на балы. Единственная отдушина - французские романы. Так что круг общения Софьи был узок, и Молчалин просто вовремя оказался рядом. Софья в него влюбилась, и ради этой любви она готова на многое - и врать отцу, и отомстить Чацкому за издевательские слова о своем кумире.
В рассказе "Бежин луг" И.С. Тургенев создаёт три описания природы.
Первое находится в начале произведения и представляет собой описание "прекрасного июльского дня". В этой пейзажной зарисовке автор в ярких образах передал красоту и прелесть летнего дня: заря "разливается кротким румянцем", "солнце приветно лучезарное", "верхний тонский край облачка сверкает змейками", "облака золотисто-серые, с нежными белыми краями".
Июльский день сменяет вечер, а затем ночь. описание ночного леса — вторая картина природы: "всё чернело и утихало", "поле неясно белело", "угрюмый мрак", "чёрная завеса".
Последняя картина — описание холодного, бодрящего, свежего утра, пришедшего на смену таинственной и пугающей ночи: "всё стало видно", "бледно-серое небо светлело, холодело, синело", "раздавались живые звуки", "земля отсырела", "задымившаяся река", "широкий мокрый луг", "сверкающие, обагрённые кусты", "алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света", "лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы".