Спорные вопросы изучения поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» (866—876) можно назвать энциклопедией крестьянской жизни., Сам Некрасов говорил перед смертью, что в эту поэму он «хотел , внести… весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение 20 лет».
При жизни автора поэма, оставшаяся незаконченной, не была опубликована в составе всех написанных Некрасовым частей. Поэтому некоторые вопросы, связанные с ее изучением, не нашли до сих пор общепринятого решения. К их числу, например, относится порядок, в котором должны печататься части произведения. Согласно пометкам Некрасова, последовательность отдельных фрагментов должна быть такой: Часть Первая, «Последыш» (из второй части), «Пир — на весь мир» (из второй части), «Крестьянка» (из третьей части), Однако в силу разных причин порядок этот нарушен, а «Пир — на весь мир» традиционно печатается в конце произведения. Не все исследователи согласны с таким решением. Нет единства взглядов и в вопросе о замысле поэмы и его последующем воплощении.
Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки старого миропорядка, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и действительности лег в основу романтического мировосприятия; свойственные ему утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со знаменитой "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями.