1) Краткая история героя: Владимир - сын А. Г. Дубровского, рано потерял мать, воспитывался в Петербурге, стал офицером, вел вольную жизнь - гл. III.2) Характер героя. Честолюбие, расточительность, любовь и привязанность к отцу - гл. III; благородство - гл. V, где Дубровский заступается за Шабашкина; смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие - история в «медвежьей комнате».3) Письмо из дому, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности - гл. III. 4) Болезнь и смерть отца, смутные сведения о виновнике всех несчастий - Троекурове (Владимир по реакции отца понимает, что именно Троекуров виноват в их разорении, отец не успевает ему ничего объяснить).5) Последняя ночь Владимира в родном доме и решение поджечь его (уже преступный, с точки зрения властей, поступок).6) Желание отомстить Троекурову и тем, кто считает богатство и власть выше закона. Смерть приказных (преступление, за которое должен был нести ответственность и Дубровский) - гл. VI.7) ответственность Дубровского за крепостных людей, разделивших его судьбу. Появление шайки «отважных злодеев».8) Дубровский открывается Маше, объясняя, почему он стал разбойником: «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах» -гл. XII.9) Дубровский - «благородный разбойник»: слухи о великодушии Дубровского - гл. VII, история Глобовой - гл. IX.10) Авторские симпатии на стороне Дубровского.III. Заключение: требуется рассказать о своём впечатлении от романа и показать собственное отношение к главному герою. Размер заключительной части должен быть равен вступлению.
Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего» . Произведение построено так, что об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовности на сцене говорит лишь Чацкий. Образ Чацкого — меньше всего портрет того или иного реального человека: это собирательный образ, новый социальный тип эпохи. Главная его идея — гражданское служение, служение «делу, а не лицам» . Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям, поэтому столкновение Чацкого и фамусовского общества неизбежно. Чацкий выступает как обличитель «века минувшего» . В своем программном монологе «А судьи кто? » герой высказывает отношение к московским нравам, к крепостному праву, к военной службе, к кумовству и протекции. Он говорит о своих идеалах, о тех молодых людях, которые «не требуя ни мест, ни повышенья в чин /В науки, /вперят ум, алчущий познаний» . В другом кульминационном монологе, который является и развязкой социального конфликта, «В той комнате незначащая встреча» , Чацкий говорит о «пустом, рабском, слепом подражанье» общества всему иностранному. И, несмотря на то, что здесь, в доме Фамусова, он один, у Чацкого есть сторонники, они представлены внесценическими персонажами (князь Федор, племянник Тугоуховской, двоюродный брат Скалозуба, профессора педагогического института) . Чацкий деятелен, полон надежд, искренне верит в свои силы. Он иронично говорит о консервативной Москве, ее застойном, душном, однообразном быте: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Чацкий и фамусовское общество несовместимы, у них разные идеалы, ценности, цели, методы борьбы. Если сначала Чацкий для Фамусова только «опасный человек» , который «вольность хочет проповедать» , то затем «век минувший» выносит приговор: «Безумен по всему!» . Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Он обречен на одиночество в мире Фамусовых. Ведь признать его взгляды правильными — значит отказаться от своих убеждений, образа жизни, а это невозможно, поэтому Чацкие всегда будут одиноки в подобном обществе.