повесть а. с. пушкина называется "капитанская дочка", но как раз машу миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. это образы швабрина, гринева и пугачева, который своими поступками стал своеобразным "проявителем" подлинной натуры персонажей, худших черт швабрина и лучших — гринева. пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. именно это подкупает его в гриневе. он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что гринев обманул его. с истинно царской, сказочной широтой души он говорит: "казнить так казнить, миловать так миловать". и отпускает гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области. пугачев, однако, лукав и умён, он знает своих людей и часто "работает на публику", как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным — это и расчет, и радостная игра во власть. перед гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с гришкой отрепьевым.
фициальные «Санктпетербургские Ведомости» и неофициальная «Северная Почта» , весьма усердно перепечатывавшие из заграничных газет сведения о бурях, наводнениях, землетрясениях и тому подобных явлениях природы, а также об урожае хлебов и плодов, в течение лета и осени 1811 г. были буквально переполнены сообщениями о действительно необычных климатических аномалиях этого года. После необычайно жаркого и засушливого лета в средней Европе наступила исключительно теплая осень. Все это, повидимому, вызвало необыкновенный урожай винограда, как по изобилию плодов, так и по высокому качеству вина. «Нынешнее вино превзойдет добротою ви́на всех прежних лет, не исключая даже и 1748 г. » — было сказано в корреспонденции из Вюртемберга, помещенной в № 83 «Северной Почты» . В другой корреспонденции, «с берегов Мейна» , в № 66 «Северной Почты» , говорилось об ожидании редкого вина, каковое было в 1540 г. , «вино сие сравнивали тогда с Мальвазиею» . Вообще в газетах 1811 г. было очень много указаний на богатейший урожай винограда.
А так как в 1811 г. , начиная с августа месяца, появилась комета, по своему положению на небе весьма удобная для наблюдателей северного полушария и достигшая в сентябре и октябре яркости, еще невиданной современным ей поколением, то естественно, что народ связал необыкновенные климатические условия осени 1811 г. , а также и урожай винограда с появлением этой кометы. На это есть прямые указания в известиях из Парижа и Брюсселя, помещенных в №№ 81, 88 и 95 «Северной Почты» .
Поэтому и вино, полученное из этого винограда, оказавшееся действительно превосходного качества, осталось связанным с кометою. Это видно хотя бы из сообщения «с берегов Мейна» в № 62 «Северной Почты» 1818 г. , в котором при обсуждении разных обстоятельств, предсказывавших и в 1818 г. хорошее вино, было сказано: «сумнительно, однако, чтоб оно было так хорошо, как в 1811 г. полученное, когда видима была комета» .
Главным же доказательством того, что именно вино сбора 1811 г. получило название вина кометы, являются две журнальные заметки 1843 г. , когда, по поводу нашумевшего в том году внезапного появления новой яркой кометы, вспомнили и о ее знаменитой предшественнице.
Объяснение: