Рано утром около Москвы-реки собирались бойцы на кулачный бой, приходил народ, чтобы посмотреть и потешиться. К Москве-реке приехал и царь со своею дружиною. И велел тогда царь Иван Васильевич выходить бойцам «во широкий круг». И обещал царь, кто побьет кого, того наградит,а кто будет побит, «того бог простит». В круг вышел удалой Кирибеевич.
Царю в пояс молча кланяется,
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подпершися в бок рукою правою,
Поправляет другой шапку алую,
Ожидает он себе противника.
Боятся бойцы, никто не хочет идти.
Вдруг толпа разошлась, и выходит Степан Парамонович по прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквям, А потом всему народу русскому. Кирибеевич спросил его, из какого он роду и как его зовут, по кому панихиду служить. ответил ему Степан Парамонович, как его зовут, из какого он роду и что не позорил он чужой жены. И не шутку пришел шутить, людей смешить, «а вышел на страшный бой». В этом бою Степан Парамонович убил Кирибеевича
Повалился он (Кирибеевич) на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору,
Под смолистый под корень подрубленная.
Разгневался царь, увидев это. Приказал схватить «удалова купца» и казнить его. ответил Степан Парамонович:
Я скажу тебе, православный царь;
Я убил его вольной волею,
А за что, про что не скажу тебе.
Скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить — и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью.
А братьям наказал Степан Парамонович, чтобы похоронили его На чистом поле промеж трех дорог: Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской». Это далеко не совершенный пересказ, но разбор его является весьма полезным для уточнения содержания и композиции «Песни...». В самом деле, в коллективном разборе этого пересказа учащиеся отмечают, что в нем ничего не сказано об испуге Кирибеевича (после ответа Калашникова); опущен весьма существенный разговор царя с Калашниковым, а сказано лишь о том, что Калашников просит царя быть милостивым к его семье и братьям; очень неполно раскрыта сцена на площади перед казнью, прощание Калашникова с братьями.
РОБИНЗОН КРУЗО Робинзон Крузо — легкомысленный, сумасбродный юноша из почтенной буржуазной семьи, который, не послушавшись советов родителей, отговаривавших его от мысли стать мореплавателем, отправляется в плавание. Ему много довелось испытать, но постепенно трудности формируют его характер, учат мудрости. Робинзон после кораблекрушения попадает на необитаемый остров и проводит там 28 лет, 2 месяца и 19 дней. Герой Дефо оказывается изолированным от прочих людей, очутившись на необитаемом острове, он имеет при себе только нож, трубку и жестянку с табаком. Вскоре он с затонувшего корабля вещи, которые ему выжить. Таким образом Дефо изолирует героя не от цивилизации, а от общественных отношений. Робинзон Крузо трудится, размышляет и постепенно делает свою жизнь не только сносной, но и прекрасной. Автор подробно останавливается на всех достижениях Робинзона Крузо: как он поставил себе палатку из парусины и как обнес частоколом свое жилище; как он охотился на диких коз и как впоследствии решил их приручить, построил для них загон, научился их доить и делать из молока масло и сыр; как он обнаружил несколько зерен ячменя и риса и какого труда стоило вскопать поле деревянной лопатой, как ему пришлось защищать свой урожай от коз и птиц, как погиб один посев из-за наступления засухи и как он начал наблюдать за сменой сухих и дождливых сезонов, чтобы сеять в нужное время; как учился делать глиняную посуду и обжигать ее; как мастерил себе одежду из козьих шкур, как сушил и запасал дикий виноград, как поймал попугая, приручил его и научил говорить, как пытался строить лодку, чтобы плавать по морю, и что из этого вышло. Труд Робинзона Крузо суров и каждодневен. Он, с детства обладавший многими хозяйственными навыками, еще большему учится на острове. Дефо был одним из первых из просветителей, кто стал писать о роли труда в истории человечества. Робинзон Крузо во всем руководствуется здравым смыслом, умеет примириться со своим положением, не впадать в отчаяние, действовать, рассчитывая только на себя. Увидев, что он выжить в одиночку на необитаемом острове, Робинзон Крузо успокаивается, начинает размышлять о своей прежней жизни, читать Библию с корабля, составляет на манер бухгалтерской приходно-расходной книги книгу добра и зла, где расписывает плюсы и минусы своего проживания на острове.
Эта удивительно трогательная и светлая повесть рассказывает о любви и самопожертвовании. Из любви к одинокому мальчику игрушки предприняли трудное и опасное путешествие. Из любви к другим несчастным детям они решили подарить им самих себя. И именно сила любви преображает игрушечного пса Кнопку в настоящую живую собаку. К сожалению, игрушки — не могущественные герои. Они не могут вернуть детям сидящего в тюрьме отца или согреть замерзшую девочку. Все что они могут — это доставить немного счастья ребенку. Но даже небольшое добро увеличивает общую сумму добра на Земле. А если его делать почаще… И в конце концов, Джанни Родари прав: греют не только печки, «на свете есть много вещей, которые согревают: добрые слова, например, и даже три Марионетки, подведенные к ниточке». Эта повесть рассказывает и о великодушии. Ведь для того, чтобы принести себя в дар или просто сделать настоящий подарок, нужно иметь большое сердце (такое же большое, как у трех марионеток). Дарить — это целое искусство, которому нужно учиться. Правда, это только одна сторона медали. Другая — это искусство получать подарки. Но здесь тоже немного говорится об этом. Искренний, счастливый смех детей — достойная награда игрушкам за их труды. И пускай поезд «Голубая стрела» так и не достался Франческо, зато он приобрел настоящего друга. А друг все-таки важнее игрушки.
Рано утром около Москвы-реки собирались бойцы на кулачный бой, приходил народ, чтобы посмотреть и потешиться. К Москве-реке приехал и царь со своею дружиною. И велел тогда царь Иван Васильевич выходить бойцам «во широкий круг». И обещал царь, кто побьет кого, того наградит,а кто будет побит, «того бог простит». В круг вышел удалой Кирибеевич.
Царю в пояс молча кланяется,
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подпершися в бок рукою правою,
Поправляет другой шапку алую,
Ожидает он себе противника.
Боятся бойцы, никто не хочет идти.
Вдруг толпа разошлась, и выходит Степан Парамонович по прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквям, А потом всему народу русскому. Кирибеевич спросил его, из какого он роду и как его зовут, по кому панихиду служить. ответил ему Степан Парамонович, как его зовут, из какого он роду и что не позорил он чужой жены. И не шутку пришел шутить, людей смешить, «а вышел на страшный бой». В этом бою Степан Парамонович убил Кирибеевича
Повалился он (Кирибеевич) на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору,
Под смолистый под корень подрубленная.
Разгневался царь, увидев это. Приказал схватить «удалова купца» и казнить его. ответил Степан Парамонович:
Я скажу тебе, православный царь;
Я убил его вольной волею,
А за что, про что не скажу тебе.
Скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить — и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью.
А братьям наказал Степан Парамонович, чтобы похоронили его На чистом поле промеж трех дорог: Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской». Это далеко не совершенный пересказ, но разбор его является весьма полезным для уточнения содержания и композиции «Песни...». В самом деле, в коллективном разборе этого пересказа учащиеся отмечают, что в нем ничего не сказано об испуге Кирибеевича (после ответа Калашникова); опущен весьма существенный разговор царя с Калашниковым, а сказано лишь о том, что Калашников просит царя быть милостивым к его семье и братьям; очень неполно раскрыта сцена на площади перед казнью, прощание Калашникова с братьями.