Белый пудель по кличке Арто был очень умным дрессированным псом. Он входил в бродячую труппу циркачей, которые зарабатывали тем, что показывали на улицах Крыма цирковые номера. Помимо белого пуделя, в труппе был шарманщик Мартын Лодыжкин и маленький акробат -12 летний Серёжа.
Этот день у бродячих циркачей не задался. Артисты обошли практически весь поселок, от дома к дому, но заработок оставался на нуле. У них оставалась последняя надежда – дача с табличкой “Дача Дружба”, кроме нее больше ничего не оставалось. Подготовившись к выступлению, циркачи увидели, как из дома выбежал маленький мальчик, за которым выскочило еще около шести человек. Мальчик капризничал, он кричал, визжал, дергал ногами и руками, катаясь по земле, а окружающие уговаривали его выпить лекарство. Мама этого мальчика пожелала выгнать бродячих циркачей, но больной мальчик захотел увидеть цирковой номер.
Представление циркачей очень понравилось мальчику, но больше всего ему понравился белый пудель Арто, которого он захотел купить и стал просить об этом свою маму. Однако, артисты были непреклонны и не согласились продать белого пуделя даже за очень большие деньги. Тогда циркачей выгнали со двора.
Вскоре бродячих циркачей отыскал дворник, который работал на даче “Дружба” и передал слова своей хозяйки. Она предлагала за белого пуделя 300 рублей (за эти деньги можно было купить себе трактир), но старый шарманщик не соглашался. Во время переговоров дворник все время угощал пуделя колбасой.
Вскоре циркачи отправились спать. Перед сном, шарманщик мечтал о том, что он подарит акробату Серёже красивые трико, и он будет в них показывать номера в цирке.
С утра бродячих артистов ожидала печальная новость: белый пудель Арто пропал. Циркачи опечалились, понимая, что без Арто у них уменьшится выручка. Заявить в полицию Лодыжкин не мог, так как у него не было паспорта.
В этот день бродячие циркачи остановились заночевать в кофейне. Глубокой ночью маленький акробат Серёжа отправился на дачу “Дружба”. Там он осторожно перелез через забор и отправился на поиски Арто. В одной из пристроек он обнаружил белого пуделя, который, увидев Сережу начал лаять, чем разбудил дворника. Сережа бросился наутек, пудель за ним. Дворник не успел нагнать их, Сережа взял Арто на руки, перелез через стену и убежал
Вернувшись в кофейню, пудель первым делом нашел шарманщика Лодыжкина и принялся лизать ему лицо. Старик проснулся, увидел Арто с обрывком веревки на шее и Сережу, запачканного пылью и сразу все понял. Он хотел узнать у Сережи подробности, но не смог – мальчик сильно устал и уже спал крепким сном.
Вопрос чести и бесчестия – это один из самых распространённых в русской литературе. Особенно ярко он проявился в творчестве писателей XIX века. Каждый из них рассматривал данную проблему абсолютно по-разному, но, на мой взгляд, наиболее оригинально она раскрывается в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».
В центре сюжета произведения находится конфликт между двумя героями - антиподами, олицетворяющими понятия чести и бесчестия, правды народной и своеволия самодержавного. Камнем преткновения станет молодая жена-красавица купца Калашникова, Алена Дмитриевна, на которую положил глаз любимый опричник Ивана IV, Киребеевич. Потакая собственной слабости, «буйный молодец» подкарауливает Алену Дмитриевну после вечерней службы и прямо перед соседями признается ей в своих чувствах, тем самым позоря ее на всю Москву. В свою очередь героиня не поддается уговорам царского слуги, не берет его драгоценности: ведь она в «церкви божией перевенчана» с молодым купцом. Покорная, полная любви и почтения к Степану Парамоновичу женщина просит у супруга защиты, умоляет не дать ее «злым охульникам в поругание». В этот момент раскрывается классический характер русского героя, настоящего мужчины, для которого «закон Божий» и честь семьи превыше всего. Калашников, возмутясь поступком Киребеевича, посягнувшего на самой святое, на семью, понимая, что «не вынести сердцу молодецкому» такой обиды, вызывает опричника на честный кулачный бой.
Чтобы ярче раскрыть данную проблему, важно рассматривать не сам процесс поединка, а поведение героев перед боем и после него. Вот Киребеевич, человек бесчестный, вольготно расхаживает по полю, кидает ядовитые реплики:
А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого роду, племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться.
Подобная дерзость и самоуверенность несомненно отталкивает. Тут автор играет на контрасте, вводя после выходок опричника описание того, как достойно и благородно себя ведет Степан Парамонович перед схваткой:
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.
Сразу видна уверенность купца: «очи его соколины» отражают в себе всю крепкую волю, богатырскую силу и бесстрашие мужчины, который готов на смерть пойти, чтобы защитить не только честь своей семьи, но и «святую правду-матушку», закон христианский.
Взяв верх над Киребеевичем, он побеждает не только обидчика, но и отстаивает свое честное имя. Герой верен себе и даже после смерти опричника не говорит царю об истинной причине конфликта: ведь это может опорочить доброе имя супруги:
Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
Купец не боится ни царского гнева, ни плахи, но в последние минуты жизни он просит государя позаботиться о его семье:
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову,
Да двух братьев моих своей милостью…»
Таким образом, оба героя умирают, но если смерть Киребеевича была расплатой за его бесчестие, то Калашников, человек чести, хотя и погибает, но все ровно остается отважным победителем, постоявшим не только за своих родных, но и за весь русский народ, за святую правду, за «закон Божий».
Объяснение:
В центре сюжета произведения находится конфликт между двумя героями - антиподами, олицетворяющими понятия чести и бесчестия, правды народной и своеволия самодержавного. Камнем преткновения станет молодая жена-красавица купца Калашникова, Алена Дмитриевна, на которую положил глаз любимый опричник Ивана IV, Киребеевич. Потакая собственной слабости, «буйный молодец» подкарауливает Алену Дмитриевну после вечерней службы и прямо перед соседями признается ей в своих чувствах, тем самым позоря ее на всю Москву. В свою очередь героиня не поддается уговорам царского слуги, не берет его драгоценности: ведь она в «церкви божией перевенчана» с молодым купцом. Покорная, полная любви и почтения к Степану Парамоновичу женщина просит у супруга защиты, умоляет не дать ее «злым охульникам в поругание». В этот момент раскрывается классический характер русского героя, настоящего мужчины, для которого «закон Божий» и честь семьи превыше всего. Калашников, возмутясь поступком Киребеевича, посягнувшего на самой святое, на семью, понимая, что «не вынести сердцу молодецкому» такой обиды, вызывает опричника на честный кулачный бой.