После Венского конгресса царь Александр I много ездил по Европе и осматривал тамошние диковинки. Сопровождал его атаман донских казаков Платов, которому не нравилось, что Государь падок на всё иноземное. Из всех наций англичане особенно старались доказать Александру, что они превосходят русских. Тут уж Платов решил: будет он всю правду монарху в глаза говорить, но русских людей не выдаст!
Лесков «Левша», глава 2 – краткое содержание
Как раз на следующий день поехали Государь с Платовым в кунсткамеру – пребольшое здание, со статуей «Аболона полведерского» в середине. Англичане стали показывать разные военные удивления: буреметры, мерблюзьи мантоны, смолевые непромокабли. Александр на всё это дивился, а Платов лицо отворотил и сказал, что его донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.
Объяснение:
продолжение в коментариях
Левша – главный герой повести Николая Лескова «Левша», талантливый русский мастер-оружейник, подковавший стальную блоху. Повесть была опубликована в 1881 году и носила полное название «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». В ней автор рассказывает о том, как император Александр Павлович, побывав в Англии, купил стальную блоху с механизмом, позволяющем ей танцевать. После смерти императора блоха перешла по наследству новому правителю – его брату Николаю Павловичу. Будучи истинным патриотом и ценителем русского ремесла, Николай Павлович надумал превзойти англичан в мастерстве и переделать блоху на новый манер. Для этого он отправил казачьего атамана Платова в Тулу на поиски лучших мастеров. Так, Левша наряду с двумя другими оружейниками был избран для этой важной миссии.
Перед тем как приступить к работе, Левша ездил сначала в Киев набираться опыта, затем в Мценск – поклониться иконе Святого Николая. Работа велась в строжайшем секрете, чтобы никто не прознал про планы мастеров. Увидев «новую» блоху, Николай Павлович был не просто удивлен, а искренне обрадован, что цель была достигнута. Как оказалось, Левше удалось подковать блоху, и на каждой подкове выковать «мастерово имя». Император тут же снарядил корабль в Англию и отправил туда Левшу со своим «произведением искусства». Англичане были в восторге от тонкой работы русского мастера. Разглядев в нем талант, они даже предлагали ему остаться в их стране. Но Левша, как истинный патриот, отказался. И все же европейцы не успокоились на этом. Они водили «знатного» гостя на свои оружейные заводы, знакомили с сытыми и одетыми в специальную одежду работниками, хорошо относились к нему. Однако Левше все это было чуждо: еде он предпочитал вино, английским девушкам тульских барышень, европейскому образу жизни родные земли.
Англичанам так и не удалось ничем удержать мастера с «золотыми руками». Когда он вовсе заскучал по родине, они снарядили удобный корабль и отправили его в путь. На прощание они одарили его подарками. По дороге домой Левша все вглядывался вдаль в сторону отчизны. На борту он познакомился с одним английским шкипером, знающим русский язык. Тот предложил ему пить на спор, кто больше. Когда они напились уже так, что в глазах «рыжие черти» мелькали, капитан запер их в трюме до прибытия. По приезду в Петербург англичанин был отправлен в английское посольство, где был принят с почестями. А у Левши попросили документы, отобрали все английские подарки и отвезли в любую, принявшую его больницу. Там он и скончался, так как грузчики уронили его с носилок. Умирая, он поведал доктору секрет английских оружейников, не чистить ружья кирпичом, и просил передать это государю. Но врача никто и слушать не захотел.
Такое противопоставление судеб обычного английского шкипера и великолепного русского оружейника автор применил не случайно. Этим он хотел подчеркнуть царящее в стране безразличие к людской жизни. Однако Левша сам выбрал свой путь, отказавшись от оказываемых ему почестей за границей. Если бы он остался у англичан и продолжил там карьеру оружейника, скорее всего, он бы не умер так скоропостижно и жил в достатке. Но зов родины и привычного образа жизни оказался сильнее.