Ну, возможно, то, что исторические события показаны через призму жизни самих героев (можно и наоборот сказать, что сюжет развивается на фоне исторических событий). Вообще в каждом томе кульминация - это именно историческое событие (будь то Аустерлиц или Бородино), или какой-то момент, когда духовные искания героев переходят в новую фазу.
Еще -принцип антитезы (заметь, сколько там противопоставлений! Начиная с "Война-мир", "Наташа- Элен" и кончая "Наполеон- Кутузов" (как военначальников: Кутузов -отец народа, Наполеон- просто капризный полуребенок)). Ну и так далее.
В "Песне... о купце Калашникове" очень красочно описаны отношения между людьми - к которым нужно стремиться и которых следует избегать. Можно заметить противопоставление практически всех аспектов произведения, на которые обращает внимание автор - например, в образе Калашникова мы видим собирательный образ наилучших черт русского молодца, в то время как Кирибеевич - наоборот: он имеет много денег и положение, приближенное к королю; тем не менее у него нет ни семьи, ни жены или детей. Можно противопоставить и другие вещи - например, межличностные отношения героев.
Калашников любит свою жену, не изменяет ей, и идет на кулачный бой для того, чтобы отстоять её честь.
А Кирибеевич, наоборот, подло себя ведет: он соблазняет чужую жену. Это оправдывается отсутствием опыта Кирибеевича в отношениях, но тем не менее, это подло и низко. Таким образом, в произведении отображены все стороны отношений между людьми - "белая" и "черная" - к каким отношениям следует стремиться (Лермонтов показывает идеальные, по его мнению отношения), и те, которым подобать точно не следует.
Отметь как лучший я старался))