судьба народная, волновавшая а. с. пушкина и м. ю. лермонтова, стала источником вдохновения и для н. в. гоголя. в своей повести гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть трагедию этой борьбы.
эпической основой повести «тарас бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно- точки зрения на судьбы целого народа. с глубоким сочувствием освещает гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры тараса бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры. тарас бульба — главный герой повести. это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. это могучий человек — с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. по словам автора, за тарасом бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отомстить за осмеянье прав своих». своими ратными подвигами тарас уже давно заслужил право на отдых. но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. превыше всего тарас бульба ставит любовь к отечеству. общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. на оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших киевскую бурсу. им, как и тарасу бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. как и тарас, они презирают смерть. у этих людей однавеликая цель — укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.
повесть «тарас бульба» — народно-героическая эпопея. в судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий земли. до повести н. в. гоголя не было в таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как тарас бульба, его сыновья — остап и андрий, и другие запорожцы. в лице гоголя сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы процесса.
Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами. Пророк осмеян еще в юношеских стихах, но и второй образ явно не соответствует некрасовским представлениям:
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени — не был никогда, —
говорит о себе Н. А. Некрасов. Что же можно противопоставить традиции? Н. А. Некрасов первым начинает говорить о снижении роли литературы, представляет поэзию тяжелым и безрадостным трудом:
Праздник жизни — молодости годы —
Я убил под тяжестью труда...
Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”.
Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Еще в ранний период творчества Некрасов не сомневается:
Объяснение: