Объяснение:
Какие советы стоит счесть самыми важными? Я считаю важными абсолютно все советы, оставленные Владимиром Мономахом в «Поучении». Однако первостепенное значение имеют назидания соблюдать главные христианские заповеди. Не причинять людям зла, а творить лишь добро – вот что самое важное.
Князь советует «не возгордиться». Этот совет он подкрепляет личным примером во вступительной речи, обращенной к детям. Он просит не смеяться над его рукописью. Свои заслуги он преуменьшает, проявляя таким образом настоящую скромность.
Очень дельным является совет не лениться. Князь понимал, что лень – это порок, который не дает человеку развиваться.
Совет, который должен воспитывать в людях доброту и сочувствие, - это всем просящим. Напоить и накормить просящего – вот обязанность истинного человека.
Владимир Мономах дает так же и практичные советы. Он пишет, что нельзя снимать оружие второпях. Можно причинить вред себе, игнорируя правила безопасности. Совет не топтать чужие посевы – тоже имеет практичную ценность. Владимир Мономах часто путешествовал, стараясь укрепить дружеские связи с другими державами. Поэтому он советует быть вежливыми и осторожными в другой стране. С послами в своей стране князь был учтив, заботясь о распространении своего доброго имени.
Автор дает важные советы детям и другим потомкам, которые полезны и современным читателям.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Естественно, что это не мечта о смерти. Не зря же Лермонтов сразу оговаривается:
Но не тем холодным сном могилы.. .
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.. .
Эту мечту поэта можно понимать по-разному. И как гармонию с миром, и как долгожданную встречу с близкой и любящей душой. Но Лермонтов обречен на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен.
Сравнивая себя с листком, который "оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый; засох и увял он от холода, зноя и горя и вот, наконец, докатился до Черного моря", поэт сразу переходит к теме любви, аллегорически воплощенной в молодой чинаре. Это дерево стоит у моря, на его ветвях "качаются райские птицы", у его корней он ищет приюта.
Человек не может жить без желаний: они дают ему силы, чтобы чего-то добиться, заставляют поверить в себя и ощутить радость достижения цели. Поэт часто говорит о бессмысленности и бесполезности желаний, которые отдаляются от него, как горизонт. И так проходит жизнь, вызывая раздражение и разочарование. Зато есть Любовь. Это прекрасное чувство обогащает душу, заставляет по-новому взглянуть на окружающее, забыть горести и печали. Таково пушкинское понимание любви. Но Лермонтов признает только вечную любовь, которая навсегда связала бы его с близким и верным человеком.
И он не находит такой любви.. .
На что мне тебя? — отвечает младая чинара. -
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы,
Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.
Страсти рано или поздно утихнут, "их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка". И снова поэт будет в поиске. А итогом вечного поиска станут его горькие и прекрасные стихи.
Таким образом, своими лирическими произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое общество, обесцениваются независимая мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика М. Ю. Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире.