экспозиция
Действие почти отсутствует, как будто ничего не происходит. Обычный извозчик Ион Потапов в зимних сумерках ожидает пассажиров. Его обильно засыпает снег. Но он уже целую неделю живет по инерции после смерти сына. Это личная трагедия героя, до которой никому нет дела. У людей вокруг идет жизнь: у молодежи, у прохожих и у других извозчиков. А у Иона она остановилась.
краткое, динамическое действие
Ионе Потапоау нужно выйти из состояния тоски, облегчить своё горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком. Он пытается поделиться своим несчастьем с другими. но кому нужно чужое горе? Люди готовы пассивно поддержать любую тему, но не горе отца по умершему сыну. Их души остаются глухи и безучастны.
неожиданная развязка
Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади - бессловесной твари, - которая одна понимает его: "лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина". Теплым дыханием отвечает Ионе молчаливая лошадь, а люди не делают даже этого. А. П. Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: "Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина… Иона увлекается и рассказывает ей всё…"
Поэма «Мцыри» имела многолетнюю историю создания. Поводом к её написанию послужила встреча Лермонтова, странствовавшего по Военно-Грузинской дороге в 1837 году, с одиноким монахом, последним обитателем монастыря — бэри. Ребёнком он был пленён генералом Ермоловым. Ермолов вёз его с собой, но мальчик, оторванный от семьи и родного селенья, заболел по дороге. Генерал оставил заболевшего ребёнка монастырской братии, но горец не смог смириться с монастырём, делал попытки к бегству, после одной из таких попыток оказался на краю могилы. Поэма была навеяна и грузинским фольклором, восхищавшим Лермонтова. Так эпизод битвы с барсом восходит к древней грузинской песне «Юноша и барс» .
Замысел «Мцыри» намечен Лермонтовым в одной из замет 1831 года. Лермонтову в ту пору 17 лет — и он размышляет о судьбе семнадцатилетнего юноши-монаха, томящегося в монастыре: “Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы… ” В этих словах — существо трагедии Мцыри. Мцыри молод, одна из черт юной души — жажда познания, открытия мира. Мцыри же, “кроме священных, книг не читал”. Его сознание пробудилось, но не имеет пищи. Как одну из причин побега Мцыри называет желание “взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля, узнать, для веры иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. В то же время герой, “который книг не читал”, наделён первозданной чистотой — это “библейский человек”, близкий царству зверей и растений. Его не страшат стихии, он ловит руками молнии и бежит из монастыря в “час ночной, ужасный час”, когда вся братия в ужасе молится. Однако попытки Мцыри слиться с природой обречены на неудачу. Мцыри вступает в схватку с “пустынным барсом” — играющей и свободной силой естественного мира. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не “природный человек”, он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия погибает от голода.
За судьбой Мцыри угадывается удел человека, бесконечно одинокого на земле среди “божьего сада природы”. Вокруг Мцыри — прекрасный сад со следами “небесных слёз”. Волшебные голоса ведут речь о “тайнах неба и земли”, и лишь голоса человека нет в этом хоре:
И все природы голоса
Сливались тут, не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.