«Ах! если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев».
«И тут со всех сторон Тоска, и оханье, и стон.Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –Решили две княжны, сестрицы, повторяя Урок, который им из детства натвержён.Куда деваться от княжён!»
Как то раз я пришел из школы и решил, поиграю немного, а потом и за уроки сяду. Время ведь еще есть. Вот так и проиграл полдня. Вечером пришла мама и спросила: " Ты сделал уроки?",- а я отвечаю: "Нет, мам. Я решил немного поиграть. Вот, скоро сделаю, только доиграю и сделаю". "А ты уверен, что успеешь? Иначе будешь сидеть за уроками всю ночь и завтра не проснешься в школу, проспишь, а потом мне будет звонить классный руководитель и спрашивать что с тобой случилось. Ты хоть смотрел в дневнике что тебе задали? Знай, делу время, потехе час", - сказала мне мама. Я остановил игру и решил посмотреть что же на задали. Открываю дневник и вижу, что мне задали учить стих по литературе, сообщение по географии да и еще нужно будет подготовиться к самостоятельной работе по математике. Я схватился за голову и думаю, что же делать? Пришлось все игры закрыть и сидеть делать уроки. Вот, думаю, мама была права - время делу, потехе час.
Настя — девочка с золотыми волосами и веснушками по всему лицу. Она рано вставала, топила печь, варила еду. Митраша был моложе сестры на два года. Он был коротенький, плотный, по характеру упрямый и сильный. Он занимался бондарством. Кроме того, дети всегда присоединялись к общественной работе, а Митраша часто бывал на общественных собраниях, старался вникнуть в дела. *** Весной Настя и Митраша стали собираться за клюквой. Митраша взял ружье, компас, а Настя — корзину с едой. Митраша вспомнил, что отец говорил о палестинке, где есть много клюквы. Но Настя возражает брату, что нет никакой палестинки, зато помнит, что отец говорил про Слепую елань — место, от которого следует держаться подальше. *** Настя и Митраша пришли к Лежачему камню, у которого болотная тропа расходилась вилкой: «одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо». Митраша говорит, что им надо идти по узкой тропе, но Настя не соглашается. Ей кажется, что надо идти по широкой, где уже много раз ходили люди. Дети повздорили, и в итоге Настя пошла по широкой тропе, а Митраша по узкой. И тогда над болотом жалобно застонали деревья, серая хмарь плотно закрыла солнце. *** От стона деревьев из полуобвалившейся картофельной ямы возле сторожки Антипыча вылезла его гончая собака Травка и завыла. Уже два года с тех пор, как умер хозяин Травки Антипыч. Он еще при жизни обещал, что когда помирать будет, расскажет Травке всю правду жизни. И вот умер Антипыч, а вскоре война началась, потому нового сторожа не прислали и Травка осталась одна. Трудно ей было привыкать к дикой жизни. Ведь раньше она гоняла зверя, жила не для себя, а все для Антипыча. А теперь ей, как и всякому дикому зверю, приходилось жить для себя. Иногда она забывалась и тащила пойманного зверя к сторожке, но там никого не было. И тогда собака взбиралась на холм и выла. И вой этот слушал волк Серый помещик. *** Митраша шел по компасу и попал в Слепую елань — место, в котором погибло немало людей и скота. Чем дальше шел мальчик, тем земля становилась податливей, мягче, а потом и вовсе что-то заурчало под ногами. Но Митраша шел дальше, ведь по этой тропе уже до него ступала нога человека. Тут Митраша заметил, что трава белоус, которая является вестником тропы человеческой, проходит по другую сторону. Но чтобы дойти до нее, надо сделать круг, а Митраше не хотелось терять времени, поэтому он шагнул дальше. Митраша теперь погружался по колено в воду, в другой миг вода стала ему выше колена. И он мог бы еще выйти из болота, но тут увидел опять траву белоус и рванулся. Но было уже поздно. Он был плотно схвачен со всех сторон по самую грудь, и при малейшем движении его тянуло вниз. Он закричал, но никто не ответил. Митраша кричать перестал, а по лицу покатились слезы. *** Настя нашла полянку (а это и была та самая палестинка, о которой говорил отец и которую стремился найти Митраша), где было видимо-невидимо клюквы. Девочка так была увлечена сбором ягоды, что забыла и о брате, да и о себе самой. Но она даже не заметила, что
Отношение к просвещению:
Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.
«Как с ранних пор привыкли мы, что нам без немцев нет счастья».
«В науки он вперит ум, алчущий познанья. Они тот час: разбой! пожар!»
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бедный наш народ хоть по языку нас не считал за немцев».
«Нам каждого признать велят историком и географом!»
Отношение к идеалам:
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Отношение к иностранному обществу:
«Ах! если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев».
«И тут со всех сторон Тоска, и оханье, и стон.Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –Решили две княжны, сестрицы, повторяя Урок, который им из детства натвержён.Куда деваться от княжён!»