Начиная писать “ одного города”, салтыков-щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами, нравами, высмеять все его реалии. таким образом, “ одного города” — произведение сатирическое, доминирующим художественным средством в изображении города глупова, его жителей и градоначальников является гротеск, прием соединения фантастического и реального, абсурдные ситуации, комические несоответствия. по сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. жители его, глуповцы, “ведущие свой род от древнего племени головотяпов”, не умевших жить в и решивших найти себе повелителя, необычайно “начальстволюбивы”. “испытывающие безотчетный страх”, неспособные самостоятельно жить, они “чувствуют себя сиротами” без градоначальников и считают “спасительной строгостью” бесчинства органчика, имевшего в голове механизм и знавшего только два слова — “не потерплю” и “разорю”. вполне “обычны” в глупове такие градоначальники, как прыщ с фаршированной головой или француз дю-марио, “при ближайшем рассмотрении оказавшийся девицей”. однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении угрюм-бурчеева, “прохвоста, задумавшего охватить всю вселенную”. стремясь реализовать свой “систематический бред”, угрюм-бурчеев пытается все в природе сравнять, так устроить общество, чтобы все в глупове жили по придуманному им самим плану, чтобы все устройство города было создано заново по его проекту, что приводит к разрушению глупова его же жителями, беспрекословно выполняющими приказания “прохвоста”, и далее — к смерти угрюм-бурчеева и всех глуповцев, следовательно, исчезновению заведенных им порядков, как явления противоестественного, неприемлемого самой природой. так с использования гротеска салтыков-щедрин создает логическую, с одной стороны, а с другой стороны — комически-нелепую картину, однако при всей своей абсурдности и фантастичности “ одного города” — реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. образы города глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую россию, власть, в ней царящую, общество. поэтому гротеск, используемый салтыковым-щедриным в повествовании, — это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения салтыкова-щедрина к происходящему в россии. описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, салтыков-щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей при роде. единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны — при градоначальнике с фаршированной головой. гротесковый образ угрюм-бурчеева, его “систематический бред” (своеобразная антиутопия) , который градоначальник решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец правления — реализация идеи салтыкова-щедрина о бесчеловечности, противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством, о невозможности ее существования. ”. жестокое обличение пороков общества, по мнению салтыкова-щедрина, — единственное действенное средство в борьбе с “болезнью” россии. осмеяние несовершенств делает их очевидными, понятными для всех. неверно было бы говорить, что салтыков-щедрин не любил россию, он презирал недостатки, пороки ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними
Сцена с портным Тришкой отлично раскрывает отношения в доме Простаковых, так как при нем (т.к. он дворовый человек) никто не стесняется показать свою истинную натуру «во всей красе». Г-жа Простакова — помещица-самодурка, готовая заставить шить кафтан хоть медведя («Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько».). Здесь же мы видим и упоминания о главной теме комедии: «Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет. Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился?» Простаков — безвольный подкаблучник, у Скотинина «один обычай» со своей сестрой, Митрофан — избалованный, ленивый, ничем не интересующийся барчонок