Читать последние строки произведения без слез невозможно. За словами Айтматова о превращении мальчика в рыбу видится совершенно иное. Мальчик просто не смог жить среди жестоких людей и покончил жизнь самоубийством. Для меня это потрясение. Но "такой горький финал" говорит всему миру: "Остановитесь, люди! Перестеньте быть жестокими! " В каждом ребенке должна вера во что-то чистое, и это "чистое" не должны растаптывать взрослые. Ведь мальчик не примирился со Злом, значит Добро все-таки одержало верх.
Наверное, так.
Читать последние строки произведения без слез невозможно. За словами Айтматова о превращении мальчика в рыбу видится совершенно иное. Мальчик просто не смог жить среди жестоких людей и покончил жизнь самоубийством. Для меня это потрясение. Но "такой горький финал" говорит всему миру: "Остановитесь, люди! Перестеньте быть жестокими! " В каждом ребенке должна вера во что-то чистое, и это "чистое" не должны растаптывать взрослые. Ведь мальчик не примирился со Злом, значит Добро все-таки одержало верх.
Наверное, так.
Одно это свидетельствует о ее несомненной талантливости (недаром одним из прототипов некрасовской героини была замечательная народная поэтесса — «вопленица» Ирина Федосова) . Не менее важно, что именно Матрена Тимофеевна оказалась в состоянии рассказать странникам о Савелии, его жизни, мыслях, поучениях, которые произвели на нее огромное впечатление, повлияли на формирование ее нравственных убеждений. Учитель и ученица — так можно обозначить отношения Матрены Тимофеевны и Савелия.
Савелий также является художественным открытием Некрасова. Века крепостничества не смогли убить народного стремления к свободе. Крестьянский бунт, убийство жестокого управителя Фогеля, каторга — таков жизненный путь богатыря Савелия. Он активный борец не столько за свои личные интересы, сколько за интересы общественные, народные. Рассказ о Савелии дан вместе с рассказом о жизни Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких только могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Вырвала Федотушку, когда того вздумали наказать розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием . Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он — всего лишь игрушка в руках судьбы. В этом отношении очень показательно сравнение Савелия с Иваном Сусаниным. Не идеализируя Савелия, Некрасов создает образ, где сочетаются противоречивые черты: богатырское терпение «до поры» , социальная активность к бунту — и религиозность, отказ от борьбы к концу жизни, психологическая надломленность, приводящая к проповеди смирения. Так реалистически правдиво были воссозданы те типические черты русского патриархального крестьянства.