Тютчев - мастер пейзажной лирики. Его стихи- это зарисовки различных времён года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени. Для примера обратимся к тексту стихотворения "Есть в осени первоначальной",определим его временные рамки.«Первоначальная» осень – это уже не лето « Где бодрый серп гулял и падал колос // Теперь уж пусто всё …», «..птиц не слышно боле».Но в то же время «… далеко ещё до первых зимних бурь». Это своего рода передышка , затишье перед бурей. Прозрачность, пустота и простор. Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет- «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю. Обратимся к ассоциациям. Хрустальный- это хрупкий,прозрачный,красивый.«Хрупкий»:«дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветры и хрустальный день разобьётся. Поэт сравнивает и паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же , как хрустальный день исчез с первыми бурями.Прозрачный:попробуем найти слова, передающие простор, прозрачность пейзажа: «теперь уж пусто всё- простор везде . Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и лишь «паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».Это время удивительно красиво. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День как хрусталь светится на солнце.Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь». Лазурный- нежно- голубой. Летом воздух насыщенно- голубой, горячий. Зимой тоже ярко- голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух- чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха.Мы посмотрели на картину, нарисованную поэтом. А что можно услышать в этом стихотворении? Тишину.Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью- это тишина после работы. Это сейчас поле отдыхающее, а борозда «праздная». А недавно здесь «серп гулял и падал колос». Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным передать спокойствие, несуетливость в природе. Каждое слово имеет глубокий смысл.Тютчев не изображает каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас.
В стихотворении "Осенний вечер" Тютчев не просто описывает окружающие его поля, леса, реки, а передает дыхание,движение, звуки — жизнь.
Читателя охватывает не столько осеннее настроение, сколько состояние. Осенняя атмосфера созвучна настроению самого автора. Увядающее состояние природы ему понятно и близко. Тютчев видит некую «таинственную прелесть», которая разливается над «грустно-сиротеющей землей».Образ осенней увядающей природы передает духовное состояние автора. Маловерие приводит к мысли, что земля —сирота, покинутая Богом. Это заблуждение связано с духовными проблемами. Но человек не одинок в этом мире,так как он — творение Господа.Тютчев как поэт-романтик видит в природе вечное, Божественное начало,как христианин он понимает,что только Бог является источником духовного возрождения.Образ осеннего вечера, в котором поэт видит некую «светлость», можно рассматривать по-разному.Светлость — это природный, естественный свет осеннего солнца. Его вечерний свет изменяет лик земли: краски становятся насыщеннее, чище и ярче («зловещий блеск», «пестрота дерев», «багряные листья»).Но светлость, свет для поэта является и источником духовного очищения; эта светлость «умильная», «таинственная», «кроткая», именно с ней поэт сравнил и в ней увидел «Божественное страдание» — прообраз человеческой нравственности. Эпитет «зловещий» — метафора, выражающая идею автора о недолговечности мира.
Пушкинская эпоха.Это эпоха того времени,которое можно сказать осталась у многих выдающихся поэтов,как самая запоминающаяся.Это конец 10-х –начало 20 х годов . Это объясняется тем, что именно это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Пушкин. Традиционные ценности меняются. Жизнь продолжается в старом и новом свете. Сочетается плохое и хорошее в дворянской жизни - характерная черта "Пушкинской эпохи". В романе "Евгений Онегин" перед нами появляется прекрасная панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты "во весь рост" сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей - и всё это согрето живым, заинтересованным отношением автора. Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности содержат и тепло и чуждость,и приятную красоту и отверженность . В романе создан авторский образ эпохи, Пушкинская Россия. Есть в ней и черты, бесконечно дорогие Пушкину, и черты, враждебные его пониманию подлинных ценностей жизни. Петербург, Москва и провинция - три разных лица пушкинской эпохи в романе. Главное, что создаёт индивидуальность и своеобразие каждого из этих миров, - образ жизни. Кажется, что даже время течёт в России по-разному: в Петербурге - быстро, а в Москве - помедленнее, в провинции и вовсе неторопливо. Высший свет Петербурга, дворянское общество Москвы, провинциальные помещичьи "гнёзда" живут как бы особняком друг от друга. При всей индивидуальности столиц и провинции в романе создан, в конечном счёте, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке - дворянская Россия, жизнь образованного сословия русского общества.
Как я помню то кульминация-это вступление.развитие действий-это описание главных событий произведенияПролог – это (от греч. - перед; слово, речь) – вступительная (начальная) часть литературно-художественного, литературно-критического, публицистического произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию. В повествовательных жанрах (роман, повесть, рассказ и т.д.) пролог всегда имеет художественно-эстетическое значение, становясь своеобразной предысторией сюжета, а в литературной критике, публицистике и других документальных жанрах может восприниматься в качестве предисловия.эпилог-это заключительная часть,т.е конец произведение(обычно в нем содержится мораль)
Тютчев - мастер пейзажной лирики. Его стихи- это зарисовки различных времён года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени. Для примера обратимся к тексту стихотворения "Есть в осени первоначальной",определим его временные рамки.«Первоначальная» осень – это уже не лето « Где бодрый серп гулял и падал колос // Теперь уж пусто всё …», «..птиц не слышно боле».Но в то же время «… далеко ещё до первых зимних бурь». Это своего рода передышка , затишье перед бурей. Прозрачность, пустота и простор. Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет- «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю. Обратимся к ассоциациям. Хрустальный- это хрупкий,прозрачный,красивый.«Хрупкий»:«дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветры и хрустальный день разобьётся. Поэт сравнивает и паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же , как хрустальный день исчез с первыми бурями.Прозрачный:попробуем найти слова, передающие простор, прозрачность пейзажа: «теперь уж пусто всё- простор везде . Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и лишь «паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».Это время удивительно красиво. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День как хрусталь светится на солнце.Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь». Лазурный- нежно- голубой. Летом воздух насыщенно- голубой, горячий. Зимой тоже ярко- голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух- чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха.Мы посмотрели на картину, нарисованную поэтом. А что можно услышать в этом стихотворении? Тишину.Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью- это тишина после работы. Это сейчас поле отдыхающее, а борозда «праздная». А недавно здесь «серп гулял и падал колос». Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным передать спокойствие, несуетливость в природе. Каждое слово имеет глубокий смысл.Тютчев не изображает каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас.
В стихотворении "Осенний вечер" Тютчев не просто описывает окружающие его поля, леса, реки, а передает дыхание,движение, звуки — жизнь.
Читателя охватывает не столько осеннее настроение, сколько состояние. Осенняя атмосфера созвучна настроению самого автора. Увядающее состояние природы ему понятно и близко. Тютчев видит некую «таинственную прелесть», которая разливается над «грустно-сиротеющей землей».Образ осенней увядающей природы передает духовное состояние автора. Маловерие приводит к мысли, что земля —сирота, покинутая Богом. Это заблуждение связано с духовными проблемами. Но человек не одинок в этом мире,так как он — творение Господа.Тютчев как поэт-романтик видит в природе вечное, Божественное начало,как христианин он понимает,что только Бог является источником духовного возрождения.Образ осеннего вечера, в котором поэт видит некую «светлость», можно рассматривать по-разному.Светлость — это природный, естественный свет осеннего солнца. Его вечерний свет изменяет лик земли: краски становятся насыщеннее, чище и ярче («зловещий блеск», «пестрота дерев», «багряные листья»).Но светлость, свет для поэта является и источником духовного очищения; эта светлость «умильная», «таинственная», «кроткая», именно с ней поэт сравнил и в ней увидел «Божественное страдание» — прообраз человеческой нравственности. Эпитет «зловещий» — метафора, выражающая идею автора о недолговечности мира.