Этого требовал жанр. Все должно было кончится трагически. Во первых это придавало значение каждому слову героя, и обостряло внимание и интерес зрителя. Во вторых это русская действительность, которая отказывала в любой возможности проявления и личного счастья. Скорее всего случись счастливая ответная любовь - и таких мыслей даже в голову ей не пришло. И все же по закону жанра( какая трагедия без смерти?) подчеркивала безысходность тупиковость и застой в обществе. Невозможность выражения высоких чувств. И в этом некая схематичность произведения, что относит его к традициям древнегреческих трагедий. Ведь по сути сводить счеты с жизнью у Екатерины все было недостаточно оснований.
Появление «Грозы» было встречено ожесточенными спорами в литературной среде. Если Тургенев видел в драме Островского «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта» , то другие (например, критик журнала «Наше время» Н. Ф. Павлов) объявили пьесу безнравственной, не удовлетворяющей «взыскательности просвещенных требований» . Точка зрения Тургенева представляется все же более отвечающей действительности. Центральным персонажем драмы является Катерина, которую Добролюбов справедливо окрестил «лучом света в темном царстве» . Натура впечатлительная, чуткая, честная, она задыхается в атмосфере злости и ненависти, царящей в доме Кабанихи («Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно.. . что в могилу! В могиле лучше...») , в затхлой атмосфере целого города («Опять жить? Нет, нет, не надо.. . нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!») . К этой невыносимой обстановке присоединяется. постоянная и беспросветная отчужденность по отношению к внешнему миру, которая так не свойственна ее душе, любящей и стремящейся к в°ле («Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет ететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...») , единственное, что является для нее глотком счастья, — это любовь к Борису, да и ту она считает тяжким грехом, за которым, по ее представлениям, должна последовать жестокая кара
2. "Мертвые души" в поэме- от Манилова к Плюшкину
3. Души "живые"
4. Замысел Гоголя