Былина "Никита Кожемяка" - читать: Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку, да и съест ее. Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял. Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет. Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея? Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка — тот и его сильнее. Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать. Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну. В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись — и разорвал он те двенадцать кож. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея. Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Консемяку; авось на их слезы сжалобится! Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него. Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему. — Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу!—сказал Кожемяка и стал уже двери ломать. Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле. Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту: — Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой. — Хорошо,— сказал Кожемяка,— надо межу проложить. Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Кавстрийского. — Ну,— говорит змей,— теперь мы всю землю разделили! — Землю разделили,— проговорил Никита,— давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут. Взъехал змей на середину моря. Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают; а кто не' знает, от чего эта борозда,— называет ее валом. Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.
Одним из гениальных произведений древней русской литературы по достоинству принято считать «Слово о полку Игореве» . Данное произведение отражает конкретные исторические события, а именно поход Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 году. Хотелось бы уточнить, что «Слово о полку Игореве» - это отнюдь не сухое повествование, написанное человеком, который опирается только на летописные сводки. Это произведение можно скорее назвать откликом на недавние события эпохи. Автор «Слова о полку Игореве» искренне переживает за героев, изображает их более чем реалистично, не прибегая к манере Бояна. Что касается героев, то галерея образов очень разнообразна и богата. Читая произведение, мы видим подвиг русских воинов, героизм и мужество самого князя Игоря. Как бы странно это ни звучало, но не только сила русского оружия воспевается в «Слове о полку Игореве» . Женские образы также играют важную роль в произведении. Как вы уже поняли, в своем сочинении я буду вести речь о жене князя Игоря Ярославне.
Начну с того, что данный образ вошел в галерею классических образов отечественной литературы. Ярославна – типичная русская женщина, одна из многих жен славных воинов. Ей присущи такие качества характера, как верность и преданность мужу. Она испытывает к нему искренние теплые чувства, неподдельное уважение. Эта с виду слабая женщина, обладает очень сильным характером, твердым внутренним стержнем. Ярославна вполне решиться на всё ради любви, не даже собственной жизни ради Игоря. Доказательством этому может послужить плач Ярославны. Именно этот элемент композиции раскрывает образ героини, изображает душевные переживания молодой женщины. Княгиня обращает свои мольбы к трём природным стихиям: ветру, Днепру, солнцу. Ярославна просит о пощаде, заклинает высшие силы любимого мужа. Нельзя спорить с тем, что косвенно жена Игорю сбежать из плена, освободиться из цепких оков врага:
«И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному -
Сам господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому» .
Автор идеализирует образ княгини, воплощает в нём лучшие проявления женщины времен Древней Руси. На мой взгляд, вышесказанное наиболее ярко выражается в проявлении мудрости и женственности героини. В моем понимании, Ярославна олицетворяет любовь, единство, семейный очаг. Несмотря на то, что героиня принадлежит к великому княжескому роду, её судьба неотделима от судьбы всего русского народа в целом.
Особую смысловую нагрузку имеют следующие строки:
«Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
"Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки? »
В данном отрывке присутствует сравнение Ярославны с птицей кукушкой. Это происходит неоднократно. Почему именно кукушка? Может быть, потому что героиня также одинока как эта птица. Плач Ярославны напоминает жалобный, тревожный клич.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать, что Ярославна – это, безусловно, положительная героиня, которая олицетворяет всех русских женщин. Преданная мужу и Родине женщина, на мой взгляд, достойна неподдельного уважения.
Объяснение:
жанр-фольклор, соответственно , особенности: традиционность, импровизация, коллективность, устная форма