Герои " Калевалы" и былинные чем -то похожи, а чем-то и отличаются. В "Калевале " всего четыре богатыря. : Вяйнямёйнен (певец и прорицатель
Лемминкяйнен –;
Илмаринен- кузнец;
Куллерво- пастушок , мститель за род.
В русских былинах богатырей более пятидесяти.
Полного совпадения в судьбе и человеческих качествах нет, но интересны условия воспитания, мотивы их поступков.
Вяйнямёйнен и Илья Муромец Оба они испытали трудности в детстве и комплексы, рожденные там же,- преодолели. Илья Муромец тридцать три года лежит на печи, потому что не может ходить. К нему неизвестный автор прикрепил эпитет " старый " - мудрый. Примерно тридцать лет Вяйнямёйнен сидит в животе у матери , а восемь плавает по морю, потом находится очень долго на необитаемом острове. Он тоже " старый, верный .
И в Калевале ,и в русских былинах подвигом считается талант, музыкальный. дар.. Вяйнямёйнен и Садко, околдовывают своим исполнением морского царя ( Садко выводит мелодии на гуслях яровчатых, а Вяйнямёйнен - на кантеле). Удивляет похожесть этих инструментов. Эти два инструмента внешне похожи. На Садко не маг, а некое чародейство - основное качество богатырей карело- финского эпоса.
Мы знаем единственного былинного богатыря, который мог оборачиваться птицей. Это Волх Всеславьевич. Но его родители - княжна и жестокий змей. Он оборачивается ясным соколом , летит на сине море и бьет лебедей.
Образ охотника появился раньше образа землепашца) В 13- 14 рунах Лемминкяйнен охотится на лося, которого не сразу получилось словить. Это стало возможно только после заклинаний и обращений к языческим лесным богам. Сей факт говорит о том, что охота играла огромную роль в жизни людей. В былинах упоминаний об охоте немного и описание - конкретное : Волх охотится в темное время суток на медведя, барса, соболя, лисицу, зайца Процесс охоты не описывается. Для русского богатыря охота - это прогулка.
Поединки есть и в русском и в карельском фольклоре. В карельском соревнуются в "силах" ( заклинание крепче, кто лучше может подобрать слова ): " Кто стоит в познаньях выше, больше мудрости имеет " ( Спор Ёукахайнена с Вяйнямёйненом в третьей руне. " )
В русском эпосе главный мотив - воинский поединок ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович защищают русскую землю )..
Таким образом, говоря о былинах, можно отметить их патриотичность и воинственность ( карело - финский эпос миролюбив), Русским чаще приходилось отбиваться от недругов, это давалось сложнее, поэтому подвиг богатырей воспевался часто.
Интересно отметить, как окружающий мир отреагировал не рождение героев : "земля задрожала", "море сколы б а лося " ( рождение Волха ) , " всколлыхнулися озера", " со скалы скала свалилась " ( в финском эпосе) Понятно, что озера и скалы есть в ФИнляндии, поэтому они являются наиболее значимыми при рождении.
Сватовство является часто встречающимся мотивом создания семьи ( как в " Калевале" , так и в былинах ). Женятся как молодые, так и "взрослые" :Вяйнямёйнен (руна 4 и 8), Ильмаринен (руна 9) , Лямминкяйнен (руна 11) ). (Лямминкяйнен и мать, Лямминкяйнен и молодая жена- руны 11 и 12)
Дунай Иванович отправлен Владимиром к королю в Литву с целью
сосватать Опраксью - королевишну. Таким
Таким образом, формирование крепкой семьи важно и для русского , и для финского, карельского народов.
Калевала состоит из нескольких эпизодов, , рассказывающих о сражениях финских воинов. И они, и русские живут то мирно, то воюют, то женятся, то ссорятся. В разных ситуациях у героев проявляются те или человеческие качества : желание показать силу, бороться за справедливость, а также зависть или излишние эмоции. Мотивы их поступков не похожи , что обусловлено жизнью ,традициями.,воспитанием.
Его ясный ум, полный беспокойного желания все понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его. А.И.Герцин Рассказывая о М. В. Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый». А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Современному ученому трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии. Невозможно отделаться от чувства восхищения: как одного человека на все хватало. Таких людей мы называем энциклопедистами. Ломоносов первым в истории химии сформулировал и доказал закон сохранения веса вещества при различных химических превращениях. Этот полученный им результат — одно из важнейших достижений русской науки. Он предсказал существование атомов и описал, чем отличаются молекулы от атомов основать первую в истории России химическую лабораторию. В истории русской словесности Михаил Васильевич Ломоносов прославился как выдающийся поэт и филолог. Он много сделал для развития русского языка, создал первую русскую грамматику, составил первый учебник русского языка. Заслуга Ломоносова как поэта состоит в том, что свои стихи он писал на языке, доступном для широкого круга людей. Его поэтические произведения проникнуты верой в силу человеческого разума, любовью к родной природе, к своему Отечеству. Они вполне понятны и нам, далеким потомкам: Лицо свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь, Взошла на горы черна тень; Лучи от нас склонились прочь. Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне — дна. Вот что написал Ф. М. Достоевский о вкладе Ломоносова в русскую литературу: «Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь». А каким Михаил Васильевич был ритором (оратором)! Его успехи в этой области признавали даже недруги. Враг ученого Шумахер писал: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками». У Ломоносова мы находим работы, непосредственно адресованные учителям и воспитателям. По своему жанру они очень близки нынешним: «Российская грамматика», «Краткое руководство к красноречию», «Рассуждения об обязанностях журналиста» и др. Педагогические взгляды великого ученого и просветителя обращены в будущее и поэтому сейчас приобретают еще большую актуальность: это принцип построения демократической системы образования, утверждение фундаментального значения духовных ценностей в жизни общества. Только теперь, спустя более чем два века, можно по-настоящему оценить все сделанное этим удивительным человеком. По словам С. Вавилова, достигнутое Ломоносовым в области физики, химии, астрономии, в приборостроении, геологии, географии, истории, языкознании «достойно было бы деятельности целой Академии»
Герои " Калевалы" и былинные чем -то похожи, а чем-то и отличаются. В "Калевале " всего четыре богатыря. : Вяйнямёйнен (певец и прорицатель
Лемминкяйнен –;
Илмаринен- кузнец;
Куллерво- пастушок , мститель за род.
В русских былинах богатырей более пятидесяти.
Полного совпадения в судьбе и человеческих качествах нет, но интересны условия воспитания, мотивы их поступков.
Вяйнямёйнен и Илья Муромец Оба они испытали трудности в детстве и комплексы, рожденные там же,- преодолели. Илья Муромец тридцать три года лежит на печи, потому что не может ходить. К нему неизвестный автор прикрепил эпитет " старый " - мудрый. Примерно тридцать лет Вяйнямёйнен сидит в животе у матери , а восемь плавает по морю, потом находится очень долго на необитаемом острове. Он тоже " старый, верный .
И в Калевале ,и в русских былинах подвигом считается талант, музыкальный. дар.. Вяйнямёйнен и Садко, околдовывают своим исполнением морского царя ( Садко выводит мелодии на гуслях яровчатых, а Вяйнямёйнен - на кантеле). Удивляет похожесть этих инструментов. Эти два инструмента внешне похожи. На Садко не маг, а некое чародейство - основное качество богатырей карело- финского эпоса.
Мы знаем единственного былинного богатыря, который мог оборачиваться птицей. Это Волх Всеславьевич. Но его родители - княжна и жестокий змей. Он оборачивается ясным соколом , летит на сине море и бьет лебедей.
Образ охотника появился раньше образа землепашца) В 13- 14 рунах Лемминкяйнен охотится на лося, которого не сразу получилось словить. Это стало возможно только после заклинаний и обращений к языческим лесным богам. Сей факт говорит о том, что охота играла огромную роль в жизни людей. В былинах упоминаний об охоте немного и описание - конкретное : Волх охотится в темное время суток на медведя, барса, соболя, лисицу, зайца Процесс охоты не описывается. Для русского богатыря охота - это прогулка.
Поединки есть и в русском и в карельском фольклоре. В карельском соревнуются в "силах" ( заклинание крепче, кто лучше может подобрать слова ): " Кто стоит в познаньях выше, больше мудрости имеет " ( Спор Ёукахайнена с Вяйнямёйненом в третьей руне. " )
В русском эпосе главный мотив - воинский поединок ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович защищают русскую землю )..
Таким образом, говоря о былинах, можно отметить их патриотичность и воинственность ( карело - финский эпос миролюбив), Русским чаще приходилось отбиваться от недругов, это давалось сложнее, поэтому подвиг богатырей воспевался часто.
Интересно отметить, как окружающий мир отреагировал не рождение героев : "земля задрожала", "море сколы б а лося " ( рождение Волха ) , " всколлыхнулися озера", " со скалы скала свалилась " ( в финском эпосе) Понятно, что озера и скалы есть в ФИнляндии, поэтому они являются наиболее значимыми при рождении.
Сватовство является часто встречающимся мотивом создания семьи ( как в " Калевале" , так и в былинах ). Женятся как молодые, так и "взрослые" :Вяйнямёйнен (руна 4 и 8), Ильмаринен (руна 9) , Лямминкяйнен (руна 11) ). (Лямминкяйнен и мать, Лямминкяйнен и молодая жена- руны 11 и 12)
Дунай Иванович отправлен Владимиром к королю в Литву с целью
сосватать Опраксью - королевишну. Таким
Таким образом, формирование крепкой семьи важно и для русского , и для финского, карельского народов.
Калевала состоит из нескольких эпизодов, , рассказывающих о сражениях финских воинов. И они, и русские живут то мирно, то воюют, то женятся, то ссорятся. В разных ситуациях у героев проявляются те или человеческие качества : желание показать силу, бороться за справедливость, а также зависть или излишние эмоции. Мотивы их поступков не похожи , что обусловлено жизнью ,традициями.,воспитанием.