Однажды сидя в компании, товарищи обсуждали сверхъестественное, но никак не могли прийти к единой мысли существует все таки что-то такое или нет. Но тут Порфирий, один из главных героев рассказа решил рассказать им одну историю. Однажды придя домой вечером он лег уже спать, но вдруг что-то под его кроватью зашевелилось, это было похоже на собаку, но при ее поиске никого обнаружить не удалось.
Следующей ночью повторилось тоже самое, только на этот раз свидетелем этого стал еще и слуга, он тоже четко слышал эти звуки. Единственным был свет, тогда никаких звуков не было. К рассказчику вскоре приехал сосед, и тому пришлось спать в этой зловещей комнате, и какого было удивление только прибывшего гостя, когда он услышал звуки собаки, но как только он узнал, что никакой собаки нет, то сильно испугался, и посоветовал выехать из дома на пару дней. Порфилию посоветовали обратится в Белев, куда главный герой сразу же и поехал. Там его встречает святой старик, который выслушав всю историю просто советует завести собаку.
Прибыв домой Порфилий покупает щенка дав ему имя Трезор, после этого вся эта необъяснимая ситуация исчезает и его больше не беспокоят непонятные звуки, а даже наоборот, он очень привязывается к щенку и не расстается с ним нигде. Однажды когда рассказчик пришел в гости к своей знакомой Нимфодоре, случилось неприятность, на него накинулась соседская собака, но его именно Трезор. Порфилию удалось спрятаться в доме, после чего он увидел, что его собака ранена. Соседка же советует убить собаку, так как она тоже может стать бешеной, но мужчина отказывается, в надежде повезти ее к доктору и вылечить.
Вернувшись домой, ночью на Порфилия нападает та самая собака, но вновь пес Трезор защищает хозяина, чем расплачивается собственной жизнью.
Цитаты говорящие о проблемах того века (к ним приложу сравнения века нынешнего и минувшего в сравнении Чацкого и Фамусова)
Образование :
«Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. »
"Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь. "
≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈
Век нынешний:
Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.
Век минувший:
Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.
Служба :
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
"Чины людьми даются,
А люди могут обмануться. "
"Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве? "
≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈
Век нынешний:
Чацкий уходит со службы, т. к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству.
Век минувший:
В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.
Проблема патриотизма :
“А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов и шпилек!
И булавок,
И книжных и бисквитных лавок! ”.
"Господствует ещё смешенье языков:
Французского с нижегородским? "
≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈
Век нынешний:
Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам.
Век минувший:
С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.