Л. Н. Толстой всегда выступал против дворянского общества своего времени. Практически в каждом его творении мы видим, как писатель осуждает пороки высшего света. Эта тема так же затрагивается в рассказе «После бала» на примере полковника Б…, которого когда-то знал главный герой произведения Иван Васильевич.
В первый раз мы видим полковника на балу, и его образ производит самое благоприятное впечатление. Верный сын отечества, образованный и воспитанный офицер. Несмотря на пожилой возраст, он выглядит свежим и здоровым. Полковник прекрасно танцует и любим всеми своими высокородными знакомыми, при этом ему свойственны простота и скромность. Даже его сапоги сделаны не на заказ, а батальонным сапожником. Он даёт своё негласное благословение Ивану Васильевичу и своей дочери Варе. Казалось бы, перед нами один из самых положительных персонажей Толстого наряду князем Ростовым или старым Болконским, но это не так.
Уже после великосветского раута главный герой видит полковника за выполнением его непосредственных служебных обязанностей, и образ обворожительного, почтенного полковника, столь изящно танцующего мазурку со своей дочерью, рассеивается. Перед нами разворачивается сцена наказания солдата за побег. Несчастный татарин с разбитой в кровь спиной идёт вдоль шеренги своих сослуживцев, получая беспощадные удары и моля милосердии. Полковник же, ещё недавно столь любезный и обходительный с Иваном Васильевичем, демонстрирует полное пренебрежение к страданиям живого человека рядом с ним. Более того, почтенный полковник считает, что наказуемый испытывает недостаточно страданий, и строго отчитывает солдат, которые, по его мнению, бьют недостаточно сильно. Шок, испытанный главным героем, от контраста между заботливым отцом и бесчеловечным солдафоном был столь велик, что даже недавно столь горячо любимая Варя стала ему неприятна. После этого случая само мировоззрение Ивана Васильевича круто изменилось, открыв ему новый взгляд на окружающую действительность и природу человека.
В своём рассказе Толстой показал своему читателю двуличие и фальшь высшего света, который под внешним блеском, утончённостью и культурностью прячет свою истинную крепостную натуру, несущую угнетение и страдания слабого большинства ради благоденствия привилегированного меньшинства.
Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока. В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения. Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой будет «честным», соглашается и выигрывает. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.
Герасим был предан хозяйке с прямотой примитивного сознания. Он не усомнился в ее праве распоряжаться жизнью собаки, точно так же, как и его собственной жизнью. Так что Герасим утопил Муму, чтобы выполнить ее приказ. Татьяна почувствовала, что этот сильный и степенный человек сможет стать для неё настоящей защитой. Однако Герасиму, уже однажды насильно оторванному от родного дома, не суждено было и здесь, в городе, обрести дом и семью. В произведении Тургенева главный герой – собачка Муму. Собачка появилась у Герасима совершенно случайно, когда пищала около озера. Герасим сжалился и подобрал собачку. Муму была черно – белого окраса, испанской породы. Она очень любила своего хозяина. Никогда не лаяла без причины. Герасим относился к Муму очень хорошо и вежливо, потому что собачка была его единственным другом. Когда барыня хотела посмотреть на собачку, Муму огрызнулась на нее; барыня рассердилась и возненавидела Муму. После этого конфликта с барыней Муму была обречена. Барыня приказала утопить Муму, хотя собачка была не виновата. Это все из-за болезни барыни. Судьба Муму складывалась хорошо, но когда барыня захотела увидеть Муму, судьба собачки внезапно перевернулась и закончилась печально.
Л. Н. Толстой всегда выступал против дворянского общества своего времени. Практически в каждом его творении мы видим, как писатель осуждает пороки высшего света. Эта тема так же затрагивается в рассказе «После бала» на примере полковника Б…, которого когда-то знал главный герой произведения Иван Васильевич.
В первый раз мы видим полковника на балу, и его образ производит самое благоприятное впечатление. Верный сын отечества, образованный и воспитанный офицер. Несмотря на пожилой возраст, он выглядит свежим и здоровым. Полковник прекрасно танцует и любим всеми своими высокородными знакомыми, при этом ему свойственны простота и скромность. Даже его сапоги сделаны не на заказ, а батальонным сапожником. Он даёт своё негласное благословение Ивану Васильевичу и своей дочери Варе. Казалось бы, перед нами один из самых положительных персонажей Толстого наряду князем Ростовым или старым Болконским, но это не так.
Уже после великосветского раута главный герой видит полковника за выполнением его непосредственных служебных обязанностей, и образ обворожительного, почтенного полковника, столь изящно танцующего мазурку со своей дочерью, рассеивается. Перед нами разворачивается сцена наказания солдата за побег. Несчастный татарин с разбитой в кровь спиной идёт вдоль шеренги своих сослуживцев, получая беспощадные удары и моля милосердии. Полковник же, ещё недавно столь любезный и обходительный с Иваном Васильевичем, демонстрирует полное пренебрежение к страданиям живого человека рядом с ним. Более того, почтенный полковник считает, что наказуемый испытывает недостаточно страданий, и строго отчитывает солдат, которые, по его мнению, бьют недостаточно сильно. Шок, испытанный главным героем, от контраста между заботливым отцом и бесчеловечным солдафоном был столь велик, что даже недавно столь горячо любимая Варя стала ему неприятна. После этого случая само мировоззрение Ивана Васильевича круто изменилось, открыв ему новый взгляд на окружающую действительность и природу человека.
В своём рассказе Толстой показал своему читателю двуличие и фальшь высшего света, который под внешним блеском, утончённостью и культурностью прячет свою истинную крепостную натуру, несущую угнетение и страдания слабого большинства ради благоденствия привилегированного меньшинства.
Объяснение: