Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство» — Николенька Иртеньев, мальчик из дворянской семьи, который растет, любит и ненавидит, получает первые уроки жизни.
Его детские годы проходят в обстановке любви и заботы со стороны его близких – маменьки, гувернера, няни. Они воспитывают в нем доброту, чувство сострадания к людям и животным, порядочность и ответственность. Маменьку Николенька боготворит. И страшным испытанием для него становится потеря самого близкого человека. Это очень повлияло на становление его характера. Жизнь сталкивает его со многими людьми, и не только из его круга: кроме родителей, братьев и сестер, он общается с учителями, дворовыми, и отношения с ними влияют на его душевное состояние, мысли и чувства. Самое важное, что мальчик, даже если совершает ошибки (а ошибки допускают все дети!), делает правильные выводы, пытается их исправить. Например, когда он, на поводу у своих приятелей, издевается над Иленькой Грапом, мальчиком из небогатой семьи, он чувствует, что это не смешно и не весело, что это неправильно, и казнит себя за это.
Мальчик растет добрым, чутким, впечатлительным, совестливым и честным перед собой. Он внимательно наблюдает как за внешним миром, так и за своим внутренним миром. Благодаря такой внимательности к себе и к окружающим он справляется со многими проблемами, делает верные выводы. Я уверена, что из такого мальчика вырастет хороший человек.
Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, — бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”.
Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”. А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. “И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, — пишет Гоголь. — В нем слышалось что-то... преклоняющее на жалость...”
Повествование в “Шинели” построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье. “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, — пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. “На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. Он обращается за в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к “значительному лицу”, но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”, — пишет Гоголь.
Подчеркивая типичность судьбы “маленького человека”, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.
Повесть “Шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил “значительное лицо” и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. После этого случая “значительное лицо” стало лучше относиться к людям. Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе “маленького человека”. Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” другие слова: “Я брат твой”.
Герой действительно бедный (несчастный), поскольку все его мысли сосредоточены на шинели, предмете вожделенно-недосягаем, притупило и уничтожило все остальные человеческие чувства в нём, а в итоге и привело к трагическому концу. И второе определение подходит к нему, т. к он хоть и клерк, но из самого низшего сословия в иерархии жизни того периода. :)) Во времена СССР, носить бобриковую шапку могли только номенклатурные работники аппарата ЦК. Кроличью - артисты и люди из Администраций городе. (Сейчас это смешно!)