тема родины - одна из ключевых тем . эта тема являлась актуальной всегда. но с особенной остротой она всегда поднималась в напряженные, критические времена. например, памятник начала 12 века - «слово о полку игореве». в этом произведении звучит призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться перед угрозой внешнего врага - половцев. но понимание родины и отношение к ней в произведениях неоднозначное. оно варьируется от идеализации до любви-ненависти. это отношение зависит и от личности самого писателя, и от того времени, в которое писалось данное произведение.
эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающее от того, что было до, и что настало после. эпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается между временем александра iii и семнадцатым годом.
конец xix -- начало xx в. в россии -- это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. все это не могло не коснуться и поэзии.
В повести "Капитанская дочка" Пушкин постоянно противопоставляет Гринёва и Швабрина - двух дворян, молодых офицеров, слушащих в Белогорской крепости, с целью разрешения проблемы чести и долга. Не случайно Пушкин выбрал эпиграфом повести пословицу "Береги честь смолоду".
Разница между главными героями видна по тому, как они попали в Белогорскую крепость. Гринёва отец отправил туда, чтобы "послужил он в армии, да потянул лямку, да понюхал пороху...". Швабрин же, по словам "капитаншы" Василисы Егоровны "...вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство" .
Гринёв и Швабрин по-разному понимают выражение "воинский долг". Это мы можем увидеть из их отношения к Пугачёву. Швабрин, забыв о своей присяге, перешёл на сторону Пугачёва. Гринёв же находится с Пугачёвым в "странных приятельских отношениях". Заячий тулупчик и стакан вина, которыми когда-то молодой дворянин одарил мужика во время бурана выведшего кибитку к умёту, были восприняты этим мужиком, то есть Пугачёвым, как "добродетель". За доброту и искренонность чувств Пугачёв также платит благодарностью.
По-разному относятся главные герои и к Марье Ивановне. Гринёв влюбляется в Машу и пишет стихи, посвящённые ей. Эти стихи он показал Швабрину, а тот раскритиковал и посмеялся над этими стихами: "Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих, каждое слово, издеваясь надо мною самым колким образом ". Всё дело в том, что Швабрин тоже влюблён в Машу. Но разве может позволить себе любящий человек сказать "...чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег " ?
Итак, Пётр Гринёв - мужественный человек, обладающий чувством долга, умеющий любить. Он живёт по совету "береги плать снову, честь смолоду". Это действительно "природный дворянин" в лучшем смысле этого слова. Швабрин же лишь называется дворянином, по своим душевным качествам он уступает даже подручным Пугачёва: Хлопуше и Белобородову. И Пушкин, на контрасте давая счастливого будущего Гринёва и того, что предстоит Швабрину, показывает обречённость такого типа людей
тема родины - одна из ключевых тем . эта тема являлась актуальной всегда. но с особенной остротой она всегда поднималась в напряженные, критические времена. например, памятник начала 12 века - «слово о полку игореве». в этом произведении звучит призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться перед угрозой внешнего врага - половцев. но понимание родины и отношение к ней в произведениях неоднозначное. оно варьируется от идеализации до любви-ненависти. это отношение зависит и от личности самого писателя, и от того времени, в которое писалось данное произведение.
эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающее от того, что было до, и что настало после. эпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается между временем александра iii и семнадцатым годом.
конец xix -- начало xx в. в россии -- это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. все это не могло не коснуться и поэзии.