Головний герой "Я" символізуе людину яка ще не зовсім провалилась у небуття, у ньому боряться дві сутності. Перша це вірнісь партії, бо все свое життя він присвятив їй, вбиваючи людей. А друга, це любов до своеї матері, котру "Я", по сюжету, повинен вбити.
Деградація " Я" це не момент один момент у творі, ми бачимо його безсилу боротьбу з самим собою, його вічні муки на шояху правильного вибору, він розуміе що перед ним саме його мати і тому всіма силами тримае себе в руках. Падіння простежуеться коли зла сутність переманае "Я", та він був вимушений натиснути на спусковий гачок долі.
На самом деле, у сказок Пушкина "О мертвой царевне" и Жуковского "Спящая царевна" больше различий, чем сходства.
Прежде всего сюжет. У Пушкина царевну преследует злая мачеха и она бежит к богатырям. Ее неустанно ищет жених. У Жуковского царевна растет с родителями, счастливая и беззаботная, жениха нет.
Различные главные герои. У Пушкина это прежде всего сама царевна и ее мачеха, а также Елисей, богатыри, Чернавка и в какой-то мере царь. У Жуковского это царь Матвей, царевна, царский сын, чародейки.
Пушкин стремился сделать свою сказку близкой к народной, использовал зачин, концовку, эпитеты, троекратные повторы. Жуковский писал скорее пародию, хотя также включил в нее элементы народных сказок.
В своём идеологическом романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский предлагает сложную систему персонажей, призванную раскрыть образ главного героя и развенчать его теорию «благодетельного тиранства».
Автор особо выделяет двух героев, которые советуют Раскольникову сделать явку с повинной. Это Порфирий Петрович и Соня Мармеладова. Но если следователю так и не удалось убедить преступника «донести до себя», то «юродивая» в этом преуспела. Раскольников прислушался к словам именно Сони, так как увидел в ней родственную душу «преступившего» человека. Поэтому он ей и больше доверял.
Судьба жестоко и несправедливо обошлась с Соней и её близкими. Соня потеряла мать, затем отца, бедность заставила её выйти на улицу, чтобы зарабатывать деньги на хлеб своей семье. Этот поступок автор расценивает как самоотверженный и потому показывает, что «профессия затронула девушку только механически, оставив чистой её добрую душу». Соня оказывается понять глубину душевных мук Раскольникова и простить его.
Стараясь убедить Соню в свое правоте, Раскольников нашёл в ней не союзницу в борьбе с несправедливостью, а союзницу по несчастью. Узнав об ужасном преступлении Родиона, Соня обнимает его, целует его, встаёт перед ним на колени, говоря «нет несчастнее никого теперь в целом свете». Силой своей любви и самоотверженности Соня главному герою превозмочь себя и воскреснуть.
После признания Раскольникова она последует за ним на каторгу и ему возродиться. Судьба Сонечки убедит Родиона в ошибочности его теории, так как он увидит перед собой не «тварь дрожащую», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого направлено на погибающих, на то, чтобы сделать мир лучше, добрее.