Павел Иванович Чичиков покупает у помещиков "мертвые души" - ум ших крестьян, которые числятся только на бумаге. Почему помещикам может быть выгодна такая странная сделка с Чичиковым? Потому что, продав мертвых крепостных, помещики избавляются от бремени: теперь им не нужно платить налоги за умерших крестьян. В противном случае помещики вынуждены еще несколько лет платить налоги за умерших крепостных, пока в стране не пройдет очередная перепись крестьян. В 11-ой главе поэмы Гоголь объясняет, зачем Чичиков скупает "мертвые души": Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!... ...Правда, без земли нельзя ни купить, ни заложить. Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй. Туда я их всех и переселю! в Херсонскую их! .."
Мне очень понравился Витя - главный герой рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой". Он сирота, живет с бабушкой и дедушкой в таежном поселке. Действие происходит в тяжелые послевоенные времена. Дед и бабушка Вити не голодают, но живут нелегко. Это можно понять из того, что самым желанным подарком для Вити был пряник в виде коня. Витя мечтает о коне с розовой гривой так, что сразу понятно: он видит такое лакомство редко.
Витя дружит с левонтьевскими ребятами - детьми соседа Левонтия. Они воспитаны гораздо хуже, чем Витя. Они могут обманывать, ругаться неприличными словами, воровать. Витя - добрый, доверчивый мальчик, и он попадает под влияние левонтьевских ребят.
Когда Витя пошел за ягодами вместе с ребятами, он с подачи левонтьевских "сплутовал" - обманул бабушку. Ягоды съел, а вместо них положил травы, прикрыв сверху ягодами. Витя мучился совестью, собирался признаться в обмане, но опоздал. Бабушка уже уехала продавать ягоды.
Вите было ужасно стыдно и страшно смотреть людям в глаза. "Надо было двигаться к столу, садиться, глядеть на людей. Ах ты Господи! Да чтобы я еще хоть раз сплутовал! Да я…"
"...Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…"
Бабушка простила внука и даже дала ему тот самый пряник в виде коня с розовой гривой. "Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой".
ЩЕЛКУНЧИК — центральный персонаж сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» (1816). Щ. — забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчик был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа; Мари сразу полюбила эту игрушку, потому что у Щ. оказались добрые глаза и ласковая улыбка. Мари поставила Щ. в высокий стеклянный шкаф, не подозревая, что ее ожидают таинственные приключения. Щ. был заколдованным племянником господина Дроссельмайера; чтобы вернуть человеческий облик, он должен был победить Мышиного Короля. Оживший Щ. просит Мари достать для него меч, чтобы расквитаться с Мышиным Королем. Воспользовавшись игрушечным мечом оловянного солдатика, Щ. вступает в смертельный поединок со страшным семиголовым королем и одерживает победу. Затем Щ. и Мари отправляются в волшебное путешествие в кукольное царство, где на леденцовом лугу стоят миндальные ворота, растут апельсиновые деревья и течет лимонадная река. Щ. приводит Мари в столицу этого государства, через цукатную рощу и мимо домов, украшенных сахарными галереями. Сказочный сон заканчивается. Однако вскоре из города Нюрнберга приезжает молодой человек; он благодарит Мари за то, что она вызволила его из деревянной оболочки. Спустя некоторое время он увозит Мари на золотой карете, запряженной серебряными лошадьми, и «на свадьбе у них плясали двадцать две тысячи блистательных персон, сверкающих бриллиантами и жемчугами». В 1891 году П.И.Чайковский написал балет на сюжет сказки Гофмана по сценарию М.И.Петипа.