В стихотворении «Мужик» Янка Купала отходит от фольклорно-мифологического мышления и, говоря о реальном положении белоруса, обращается к более конкретно-индивидуализированным средствам художественной типизации. Этому новая концепция купаловского героя, впервые бросившего вызов своей судьбе:
В стихотворении – обобществленный образ несчастного, заброшенного человека, который, однако, обладает чувством самоуважения и стремится самоутвердиться в жизни. Формой выявления этого образа становится объективизированный монолог, а центральной мыслью этого монолога – утверждение моральных и духовных качеств селянина, в первую очередь чувства его человеческого достоинства:
Это было стихотворение-поступок. Люди услышали в нем голос белорусского крестьянина, того мужика, трудом которого пользовался мир, а сам он был загнан и угнетен. Современники увидели в этом произведении острую и художественно доказательную критику того исконного пессимизма, которым были окутаны судьба и само существование белорусского народа. Янка Купала утверждал уважение к простому человеку, право бороться за свое человеческое звание. Именно таким образом он возвращал белорусу смысл жизни, который, по сути, был для него потерян.
В стихотворении «Мужик» Янка Купала отходит от фольклорно-мифологического мышления и, говоря о реальном положении белоруса, обращается к более конкретно-индивидуализированным средствам художественной типизации. Этому новая концепция купаловского героя, впервые бросившего вызов своей судьбе:
В стихотворении – обобществленный образ несчастного, заброшенного человека, который, однако, обладает чувством самоуважения и стремится самоутвердиться в жизни. Формой выявления этого образа становится объективизированный монолог, а центральной мыслью этого монолога – утверждение моральных и духовных качеств селянина, в первую очередь чувства его человеческого достоинства:
Это было стихотворение-поступок. Люди услышали в нем голос белорусского крестьянина, того мужика, трудом которого пользовался мир, а сам он был загнан и угнетен. Современники увидели в этом произведении острую и художественно доказательную критику того исконного пессимизма, которым были окутаны судьба и само существование белорусского народа. Янка Купала утверждал уважение к простому человеку, право бороться за свое человеческое звание. Именно таким образом он возвращал белорусу смысл жизни, который, по сути, был для него потерян.
В данном монологе Городничий , сам того не подозревая, дает себе характеристику. Ирония автора переходит в сарказм. Весь отрывок построен на скрытой градации: городничий умел обмануть ( далее идет усиление качества : купец, подрядчик, далее гиперболы мошенник над мошенниками, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать. Само мошенничество разрастается до вселенских размеров, но городничий и их мог обмануть, следовательно его к мошеннечеству колоссальнее.
трех губернаторов обманул... вдруг понимает, что губернаторы в сравнение не идут с др мошенниками. Он, ГОРОДНИЧИЙ, колоссального ума в обмане человек. Поэтому следующие слова звучат сильно,контрастно (а, такой фитюлька меня обвел вокруг пальца)