Екатерина Петровна родилась в 1744 году в семье действительного тайного советника, сенатора князя Петра Никитича Трубецкого, старшего сына елизаветинского сановника Н. Ю. Трубецкого. После смерти в 1771 году единственного брата она стала наследницей отцовского состояния. Мать — Наталья Васильевна, в девичестве княжна Хованская, внучка вице-канцлера П. П. Шафирова.
Екатерина отличалась красотой и умом; современники отмечали её талант живой и остроумной собеседницы.
Замужество[править | править вики-текст]Екатерина с мужем и детьмиЗамуж вышла она довольно поздно. В 1769 году Екатерина Петровна стала женой незадолго перед тем овдовевшего графа Александра Сергеевича Строганова, на 11 лет старше её, видного богача и мецената.
После свадьбы супруги отправились путешествовать по Европе, избрав главным местом своего пребывания Париж, где у них в 1774 родился сын Павел, а в 1776 дочь София.
В Париже Строгановы вращались в блестящем кругу молодого версальского двора и в то же время имели знакомство в среде философов и энциклопедистов. В Фернее они посетили старика Вольтера, который обошелся весьма приветливо с ними.
Это посещение произвело настолько глубокое впечатление на графиню Строганову, что старушкой, живя в Москве, она любила рассказывать о своем знакомстве с Вольтером и о тех комплиментах, которых удостоил её престарелый мудрец. Дряхлый, больной Вольтер редко уже выходил на воздух и однажды, после прогулки в солнечный день, встретив у порога своего дома графиню Строганову, дышавшую молодостью и красотой, приветствовал её словами[2]:
…Ах, сударыня, какой прекрасный день сегодня: я видел солнце и вас!Первые годы супружества Екатерины Петровны были несомненно счастливы, и лишь в 1779 году, по возвращении супругов в Петербург, разыгралась семейная драма, навсегда их разлучившая.
Во многом автобиографичная, повесть И.С. Тургенева «Первая любовь» стала одним из самых известных произведений писателя. Сюжет построен на проживании 16-летним подростком Володей восторгов и страданий первой влюбленности. Второй, скрытый сюжет, повествует о драматической любви, вспыхнувшей между Володиным отцом Петром Васильевичем и юной княжной Зинаидой Засекиной.
Блестящий мастер психологической детали, Тургенев создал очень лиричное, тонкое, глубоко философское произведение. В нем отразились не только терзания первой чистой любви. Любовь и смерть – вот две грани человеческой жизни, и неминуемая смерть делает чистую (не грешную) любовь основой бытия, допуская нарушения общепринятой человеческой морали.
Тургенев намеренно снизил глубокий подтекст произведения легкомысленным названием «Первая любовь». Читатель видит происходящее глазами главного героя – молодого человека, почти мальчика, и именно его чистота и оценка ситуации делают позицию Тургенева предельно ясной. Чистая юношеская влюбленность сталкивается с яростной и трагичной любовью двух людей, осознающих преступность и пагубность своей страсти.
Повесть «Первая любовь» композиционно представляет собой совершенную, законченную историю. От радости «первых умилений любви» до слез и томления перед «грозовым ударом» полного осознания происходящего герой, от именно которого ведется повествование, проходит непростой путь взросления души. Смерть любимых людей, отца и Зинаиды, придает истории о первой любви особую значимость.
Совершенный тургеневский стиль повествования погружает читателя не только в мир чистой юношеской страсти. Не менее виртуозно показана многогранность, неоднозначность отношений между любящими людьми. Детская влюбленность главного героя становится «чем-то маленьким, … мизерным» по сравнению с потрясающей, всеохватной силой настоящей «взрослой» любви, которой не страшна ни физическая боль, ни общественное осуждение.
Смерть героев «взрослой истории» наполняет рассказ о летнем юношеском увлечении более глубоким смыслом. Не случайно Тургенев написал дополнительную главку, предельно ясно обрисовывающую тургеневское понимание таких базовых нравственных понятий, как любовь, смерть, грех, прощение. Глубокая нравственная подоплека истории, случившейся в 19 веке, делает ее актуальной для любого времени.