Тишина. Кибитка давно без лошадей. Автор дает деньги на водку, чтобы ехать дальше. Почтовый комиссар храпит. Радищев пытается его разбудить. Комиссар говорит, что желает поспать еще, а автору предлагает пойти в трактир, чтобы выпить чаю. Путешественник опять его будит, но комиссар не откликается.Автор думает, что же делать. Если лошади в разгоне,то он, наверное, зря тревожит... А если их просто нет ? Он вышел во двор и увидел еле живых коней. Он понял, что комиссар врал, ссылаясь на нехватку лошадей. Путник опять его стал будить. Но ничего не добился. Деньги, данные на водку, сделали свое дело. Софийские ямщики запрягли лошадей.
И вот уже Радищев мчится по дороге, слушая заунывную песню ямщика. Почти все такие мелодии - душевные.Слушая их, можно понять, чем люди живут и о чем мечтают. Если хочет русский разогнать тоску, то идет в кабак,где веселится. В веселии своем порывист, отважен, любит поспорить Может и подраться. Например бурлак, идущий в питейное заведение с грустными мыслями, возвращается оттуда обагренный кровию от оплеух.
Извозчик поет. А уже ночь. Путешественник погружается в сон. Забывает о том, что было. Не хочет даже открывать глаза. Смерть для него приятна. Она - лучше, чем наблюдение бедствий земных. Все
люди смертны...
Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции – фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель – переплыть Днепр и позвать на войско союзников.
Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки от вражеской стрелы. У его ног – умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. В противовес ему – лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Художник доносит до нас мысль, что настоящего героя невозможно остановить, для него нет препятствий, когда он должен выполнить долг по отношению к родному городу.
На заднем плане виднеются стены древнего Киева, в котором остались измученные осадой жители. Справа изображен целящийся в юношу вражеский стрелок, его предыдущая стрела поразила печенега. Настоящим символом темной враждебной и необузданной стихии является конь вороной масти, на фоне которого изображен наш герой. Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки.
Художнику удалось передать напряжение и динамизм момента и в то же время создать у зрителей ощущение гордости за славные страницы истории..