Павлусь — пятнадцятирічний хлопець, представник славного козацького роду Судаків і головний герой повісті"За сестрою".
Хлопець жив у сел вка з дідусем, матір’ю та сестрою Ганнусею, але одного дня життя його перевернулося. Павлусь утратив рідних, а сестру татари забрали в полон. Щоб урятувати її, герой вирушає в далекі й небезпечні мандри. Павлусь намагається довести собі, що він — гідний нащадок козаків-запорожців, вірних захисників України. Саме тому хлопець залишає козаків, старшого брата й батька та їде за сестрою. Чимало перешкод виникло на шляху до Криму, але хлопець не здавався: він же славного козацького роду! Його продавали, змушували тяжко працювати, карали, але він гідно переніс випробування долі, не втратив почуття гідності, допомагав іншим у скруті. Звісно, що таким сміливцям посміхається доля. Павлусь досяг своєї мети: Девлет-ґірей відпускає сміливого хлопчину з сестрою з неволі та навіть дає охоронну грамоту, щоб дорогою не чіппли татари.
Павлусь знайшов свою сестру завдяки геройству, відвазі, кмітливості. Навіть Девлет-ґірей визнав: «Добре в тебе серце, хлопче!»
1. По преданьям клады закапывали "лихие люди". Это были разбойники или люди преследуемые законом. Убегая, они прятали сокровища в хорошо знакомых им местах, чтобы, вернувшись, по известным приметам найти спрятанное. Клады зарывали ночью или в глухих местах, а также в местах, где доброму человеку не придет в голову задерживаться: кладбища, развалины, пустоши, пещеры. Все эти старания притягивали "нечистую силу", которая оберегала тайну до возвращения хозяев.
2. По рассказам деда Максима, его завел в "заколдованное место" черт, а потом перенес на поле между поповым огородом и гумном, показав светящимися огнями на могилах, где сокрыт клад.
В этой истории есть и чудеса и вымысел. Засидевшегося с проезжими чумаками-приятелями деда могло и сморить на бахче, а вся "чертовщина" присниться под влиянием вина и рассказов. Отсюда и "перенос", и блуждающие огни на могилах, и сам черт, бегущий за дедом попятам. А котел с "сокровищами" был прихвачен спросонья, оказавшись на поверку котлом с нечистотами.
А вот что за странное место, где ноги деда отказались выкидывать коленца, а овощи расти - загадка. Случаются и такие чудеса на земле.
3. Самым известным и разыскиваемым кладом в России стала Янтарная комната, вывезенная фашистами из Царского села во время оккупации. Янтарные фрагменты после ВОВ находились во многих уголках Европы и были возвращены, но целиком она была восстановлена лишь в 21 веке. Большая часть считается утерянной, но существуют две версии. Согласно первой, фрагменты зарыты отступавшими солдатами Вермахта на севере полуострова Ютландия. По второй - янтарь спрятан в пещере близ Дрездена, на глубину которой ведут остатки металлических тросов.
Случаются находки и у простых людей. Так при разборе старого дома в Нерчинском районе житель Читинской области нашел горшок с золотыми монетами конца 19 века.
Московская тема появляется уже в ранних стихотворениях Марины Цветаевой. Москва в ее первых сборниках – воплощение гармонии. Прозрачными акварельными красками рисует поэт лирический образ города. В стихотворении «Домики старой Москвы» перед нами всплывают почти забытые образы и реликвии:
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Это стихотворение в ритмическом плане напоминает старинную танцевальную мелодию. В нем воскресают слова и понятия, передающие аромат давних времен: «вековые ворота», «деревянный забор», домики, где «потолки расписные» и клавесина аккорды». Но эти московские домики – «слава прабабушек томных» – исчезают, «точно дворцы ледяные по мановению жезла». А с ними старая Москва утрачивает былую торжественность, величавость «Домики с знаком породы» были хранителями души. Город беднеет с их исчезновением. Путешествие в Петроград зимой 1915–1916 года позволяет М. Цветаевой ощутить себя именно московским поэтом. Кратковременная разлука с родным городом заставляет взглянуть на него новыми глазами, как бы со стороны, что послужило поводом для создания одного из самых известных циклов М. Цветаевой – «Стихи о Москве». Прежде всего, в цикле передается глубокая взволнованность поэта, созерцающего любимый город. Любовь, доходящая до восторга, – таково чувство, пробуждающееся в душе. Этот цикл можно смело назвать величальной песней Москве. Стихи звучат торжественно и радостно:
Облака – вокруг,
Купола – вокруг.
Надо всей Москвой –
Сколько хватит рук! –
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
Однако поэт часто может предвидеть события и свою судьбу. Так случилось и с М. Цветаевой, с ее образом многоликой Москвы – города, бесконечно любимого ею, но отвергнувшего своего поэта в тяжелое время, ставшего не только надеждой, но и глубокой болью. М. Цветаева признавалась: «Да, я в 1916 году первая так и сказала про Москву… И этим счастлива и горда, ибо это была Москва последнего часа и раза. На прощанье… Эти стихи были – пророческие».
Люди творят историю: строят и разрушают, признают и отвергают, верят и разочаровываются. Но Москва, «княгинюшка», «красавица», «разрушительница», стоит выше повседневных человеческих деяний, поскольку навсегда останется святой «единственной столицей», «градом Духа». И тесная духовная связь с этим городом всегда будет поддерживать ее «сынов и дочерей им выстоять, не сломиться, сохранить чувство собственного достоинства. Таким образом, Москва в поэзии Марины Цветаевой – это не только истинно русский, в противовес «западному» Петербургу, город, не только историческая столица, державный град, но и нечто более значимое, неотъемлемое от души, то, без чего нельзя найти духовную опору в мире.