Лишь только дневной шум замолк, Надел пастушье платье волк И взял пастушей посох в лапу, Привесил к поясу рожок, На уши вздел широку шляпу И крался тихо сквозь лесок На ужин для добычи к стаду. Увидев там, что Жучко спит, Обняв пастушку, Фирс храпит, И овцы все лежали сряду, Он мог из них любую взять; Но, не довольствуясь убором, Хотел прикрасить разговором И именем овец назвать. Однако чуть лишь пасть разинул, Раздался в роще волчий вой. Пастух свой сладкой сон покинул, И Жучко с ним бросился в бой; Один дубиной гостя встретил, Другой за горло ухватил; Тут поздно бедной волк приметил, Что чересчур перемудрил, В полах и в рукавах связался И волчьим голосом сказался. Но Фирс недолго размышлял, Убор с него и кожу снял. Я притчу всю коротким толком Могу вам, господа, сказать: Кто в свете сем родился волком, Тому лисицой не бывать.
Героические эпосы отдельных казахских родов, созданные до XIII века практически не сохранились, потерявшись в период бурных событий конца XII и начала XIII веков, ознаменовавшихся насильственным обьединением всех казахских родов в единое казахское государство Чингисханом. Созданные героические эпосы периодов Кипчакских ханов, Найманского, Керейтского, Меркитского, Киятского ханств были сметены новым историческим течением — объединением всех родов в единое казахское государство. При новом порядке не осталось места героическим эпосам бывших мелких казахских ханств и отдельных казахских родов, не имевших государственности, в связи с чем, они постепенно забылись. Однако традиции создания героических эпосов у казахского народа сохранились и даже усилились. Подтверждением этому являются эпосы Чингисхан, Ер Саиын (второе имя Батый-хана), египетские послы и историки часто в своих сочинениях писали Саиын-хан).3 Саиын на русский язык переводится как благородный. Кроме того, Батый-хан имел еще и третье имя — Алаш; Сюда же мы включаем гороические повествования: Кобыланды батыр; Алпамыс батыр; Ер Таргын; Ер Косай; Ка-банбай батыр; Кырымнын кырык батыры и др