Д. И. Фонвизин "Недоросль"
Поместье Простаковых,Тришке достаётся "на орехи" от госпожи за кафтан для сына,который сшит не так.Слуга оправдывается ,что не учился портному делу,но Простаковой это не важно,она в гневе.Муж Простаковой недотёпа,забитый и тихий человек,а брат -Скотинин,решил жениться на Софье и прибрать к рукам имение сироты.Кафтан шьют к для сына Простаковой,Митрофана,редкостного тугодума и неуча.
Сирота Софья получила письмо от дяди,Стародума,где он извещает о её наследстве.Неграмотные Простаковы просят прочесть новость Правдина,так как считали дядю давно погибшим в Сибири.Уверовав в наследство Софьи,Простакова решает выдать её за своего сыночка,недоросля Митрофанушку.
Через деревню Простаковых проходят солдаты , и Правдин встречает давнего друга,офицера Милона,потерявшего свою невесту.Неожиданно оказывается,что Софья и есть возлюбленная Милона, и её Простаковы упрятали в свои деревни,пытаясь отобрать наследство.Скотинин заявляет о своих правах на Софью,но Правдин рассказывает о планах Простаковой женить девушку на недоросле.У Митрофанушки куча нанятых учителей,но никто не может обучить его,он хочет лишь жениться.
Возвращается Стародум,решивший выйти в отставку и освободить Софью от опекунства Простаковых,которые дерутся даже между собой и постоянно бранятся.Дядя разрешает Софье самой сделать выбор жениха , и начинается борьба за наследство.Простакова нахваливает сына,его образованность и ум,а его учителя бьются с его неграмотностью,но тщетно.Стародум получает письмо от графа Честона,дяди Милона и узнаёт о согласии поженить Милона и Софью.
Милон просит благословления Стародума на брак и получает согласие. Скотинин и Простакова продолжают борьбу за Софьино приданое,не зная о благословлении Стародума.Нахваливая самих себя,они очень занимают старого вояку.Получив отказ от Стародума,Простакова решает силой осуществить свой план,расставив часовых по дому.Софью насильно пытаются усадить в карету и ехать на венчание,Милон освобождает девушку.
Правдин объявляет о государственной опеке деревень Простаковой,он получил депешу с такими полномочиями.Скотинин спешно уезжает у своё имение,к свинкам.Простакова раскаивается в учинённых ею бесчинствах,но поздно,она предстанет перед судом.Учителя Митрофанушки получают расчёт,Вральман становится вновь кучером,а Цыфиркин получает щедрую награду за правду от Стародума.Правдин решает отдать Митрофанушку на службу,он предаёт любимую мамашу.Стародум,Софья и Милон уезжают в Москву,правда торжествует.
Крылов. Басни. Краткое содержание Аудиокнига
В них баснописец показывает, что сильные всегда теснят слабых («Волк и Ягненок»), что иногда люди бывают скромны и тихи, только пока у них нет силы («Ручей»), что люди часто прикрывают свои пороки лицемерием («Лисица и Сурок»), что порочные люди часто кричат о пороках других людей («Волк и Кукушка», «Волк и Мышонок»), хвастунишки часто имеют успех в жизни («Заяц на ловле»), невежи судят о том, чего не знают («Петух и жемчужное зерно»), люди бывают неблагодарны к своим благодетелям («Крестьянин и работник»), мелкие плуты часто терпят наказание за то, что проходит крупным безнаказанно («Вороненок»), вор всегда остается вором («Крестьянин и Лисица»), неблагожелательный и невежественный человек не замечает добра («Свинья под дубом»), бесполезные люди любят выставлять свои заслуги («Муха и Дорожные»), люди охотно дарят то, что им не надо («Волк и Лисица»), счастье маленьких, незаметных людей бывает полнее, чем людей крупных («Бумажный змей»), талант без упражнения гибнет («Пруд и Река»), люди много говорят о добре, но мало его делают («Добрая лисица»), бессовестные люди извращают все хорошее («Мирская сходка»), плохие друзья покидают товарища во время опасности («Собака, Человек, Кошка и Сокол»), люди партийные не бывают справедливы («Прихожанин»), друзья часто оказываются коварными («Лев, Серна и Лиса», «Мальчик и Червяк»), люди дерзко ропщут на Провидение, судят о том, что знать им не дано («Крестьянин и Лошадь»), за грехи люди всегда расплачиваются («Волк и Кот»), из пустяков часто происходит много зла («Лев и Мышь»), люди часто взводят напраслину на других («Напраслина»), люди пустые любят много кричать о себе («Две бочки»), люди, полезные отечеству и его любящие, не должны стремиться за границу («Пчела и Мухи»), самонадеянные глупцы преувеличивают свое значение («Муравей»). Кроме того, Крылов обличает тунеядцев («Муха и Пчела»), скупых («Скупой», «Бедный богач»), неблагодарных («Волк и Журавль»), эгоистов («Лягушка и Юпитер»), льстецов («Хмель»), клеветников («Клеветник и Змея»).