Фамусов
Ум как разум. Фамусов следует “удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать.
Ум Фамусова — ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, при преуспевания, обмана. “Да умный человек не может быть не плутом”.
Софья
Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу.
Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет.
Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики).
В Софье есть “живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность.
Ум для Софьи — залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.
Молчалин
“Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник).
Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде.
Молчалин — глупец для Чацкого, но и Чацкий — глупец для Молчалина.
Чацкий
“Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, “ум, алчущий познаний”.
“Вольнодумный”; слишком умён — “набрался новых правил, новых идей”.
В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов.
Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч.
Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума»
Фамусов
Ум как разум. Фамусов следует “удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать.
Ум Фамусова — ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, при преуспевания, обмана. “Да умный человек не может быть не плутом”.
Софья
Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу.
Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет.
Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики).
В Софье есть “живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность.
Ум для Софьи — залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.
Молчалин
“Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник).
Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде.
Молчалин — глупец для Чацкого, но и Чацкий — глупец для Молчалина.
Чацкий
“Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, “ум, алчущий познаний”.
“Вольнодумный”; слишком умён — “набрался новых правил, новых идей”.
В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов.
Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч.
Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума».
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809—1852)
«Ревизор»
В данной теме мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор», наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия к действию.
Первый урок углубляет знания учащихся об основных жанрах (видах) драматических произведений, об особенностях комедии как жанра. Учитель во вступительном слове сообщает историю создания «Ревизора», историко-бытовой комментарий к пьесе (николаевская Россия во времена Гоголя).
На этом же уроке читается и анализируется афиша, происходит предварительное знакомство с действующими лицами, сопровождаемое чтением отрывков из «Замечаний для господ актеров». Этот своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения в классе может сопровождаться иллюстрациями П. М. Боклевского к комедии (Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. — М.; Л., 1959. — С. 184—187). Сопоставление облика и имени дает возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определенное впечатление о лицах, которым они принадлежат.
Выразительное чтение комедии будет сопровождаться необходимым комментарием и завершаться после каждого действия беседой, вопросы и задания к которой предлагаются далее.
Можно предложить учащимся озаглавить каждое действие комедии цитатами из нее, например:
I действие — «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
II действие — «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»
III действие — «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
IV действие — «Мне нигде не было такого хорошего приема».
V действие — «Какие-то свиные рыла вместо лиц».
Всей системе уроков предшествует общий опережающий вопрос, материал для ответа на который учащиеся накапливают в течение всех уроков: «Как проявляет