Что реальное мы видим в повести? Перед нами Петербург, Невский проспект, по которому снуют люди. А вот и главный герой, майор Ковалев, франт и модник, ищущий в столице тепленькое местечко. Ничего фантастического! Сплошная проза жизни!
Фантастика начинается в тот момент, когда майор на Невском проспекте вдруг увидит…свой нос! Герой ошарашен, изумлен! Да и как не испытать этого, если его собственный нос «был в мундире», разъезжал на извозчике, молился в церкви…Ковалев «чуть не сошел с ума». Он преследует свой нос, пытается уговорить его вернуться на место…Да где там! Нос ведет себя независимо и принадлежность майору Ковалеву отрицает.Фантастика! Чистой воды фантастика! Кто виновник таинственного отделения носа Ковалева в повести не указано. Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается. Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Думаете, в финале повести мы узнаем, чем закончилась эта занимательная история? Нет! Финал повести сохраняет фантастическую интригу: "Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно".
Таким образом, могу сделать вывод, что фантастика и реальность идут в повести рука об руку и служат одному: нарисовать чудовищную власть чинопочитания, показать всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение.
Герасим — глухонемой дворник старой московской барыни. это высокий, под два метра, молодой человек, взятый барыней из деревни. мы видим, как трудно привыкает герасим к городу, какой скучной и никчемной кажется ему его новая работа. совсем другое дело в деревне. там он привык к тяжелому, крестьянскому труду, ценил этот труд и уважал его. но как бы ни относился герасим к своим новым обязанностям, выполнял он их аккуратно и тщательно, «на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом — и не только телегу, самое лошадь спихнет с места…» трудно было найти сторожа лучше, чем герасим. могучий рост его и недюжинная сила отпугивали любого вора. а после случая, когда двоих смельчаков-воров герасим стукнул лбами друг о дружку, двор, где служил этот человек, и вовсе обходили. однако герасим не только хорошо знал свои обязанности и честно их исполнял, но и оберегал свои права — на его место за столом никто не смел садиться. угрюмый с виду, замкнутый, герасим душою ласков и добр. влюбленный в татьяну, он всячески старается обратить на себя ее внимание: то подарок ей сделает, то расчистит перед ней дорогу, то просто мило ей улыбнется. особенно ярко эти качества герасима проявились в его отношении к бедному щенку. герасим сам не может говорить, поэтому с муму ему намного проще, чем с людьми, — здесь запросто можно обходиться без слов. кроме того, животное никогда не обманет и не предаст. расстаться с любимым другом — решение, продиктованное отчаянием и безысходностью. утратив муму, герасим покидает деспотичную хозяйку, протестуя тем самым против жестокости и самодурства. он, как подневольная птица, вырвавшаяся наконец-то на волю. мне герасим нравится, не может не вызвать симпатии. этот высокого роста, мужественный, редко улыбающийся человек на самом деле добрый и ласковый. и хочется верить, что если бы автор продолжил свой рассказ, то герасим там обрел бы наконец свое счастье.