«Гамлет» – трагедия, глубочайший смысл которой заключается в осознании зла, в стремлении постичь его корни, понять разные формы его проявления и найти средства борьбы против него. Художник создал образ героя, потрясённого до глубины души открытием зла. Пафос трагедии составляет негодование против всесилия зла. Любовь, дружба, брак, отношения детей и родителей, внешняя война и мятеж внутри страны – таков круг тем, непосредственно затронутых в пьесе. А рядом с ними философские и психологические проблемы, над которыми бьётся мысль Гамлета: смысл жизни и назначение человека, смерть и бессмертие, духовная сила и слабость, порок и преступление, право на месть и на убийство. Содержание трагедии имеет вечную ценность и будет актуально всегда, независимо от времени и места. В пьесе ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом, какими средствами и возможно ли его победить? Стоит ли вообще жить, если жизнь полна зла и победить его невозможно? Что в жизни правда, а что ложь? Как истинные чувства отличить от ложных? Может ли любовь быть вечной? В чём вообще смысл человеческой жизни?
Невероятно точным и правдивым предстает перед читателями знаменитой комедии один из главных ее лиц, чиновник в высоком чине городничего, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Его нарочито важные манеры, чванство и даже сама фамилия, с иронией данная ему Гоголем, красноречиво говорят об отношении к этой персоне самого автора. И действительно, при всем своем кажущемся авторитете в провинциальном уездном городке, Антон Антонович на самом деле нисколько не уважаем ни горожанами, ни подчиненными, тогда как его собственная псевдозначительность пытается убедить окружающих в важности и величии его должности. Черты характера городничего в комедии «Ревизор» чрезвычайно красочно описаны великим автором. Это мелочность, малодушие, мракобесие и небывалый пафос. Воображая себя властителем города, он позволяет себе любое беззаконие, поступая исключительно из соображений корысти и эгоизма. С искрометным юмором автор, страница за страницей, подмечает все новые и новые негативные нюансы в поведении этого персонажа, указывая читателю на его полную ничтожность. Именно этот контраст великосветских (якобы) манер городничего, важного и снисходительного поведения и его истинной низменной сущности и составляет подлинный портрет деятеля, призванного трудиться на процветание родного города и благо его жителей. Однако каждого приезжающего в уездный город встречают неприбранные улицы, разобранные заборы и совершеннейшее отсутствие порядка, тогда как его глава пребывает в полном и ничем не омраченном покое, роскоши и медоточивой лести подчиненных.
Любовь, дружба, брак, отношения детей и родителей, внешняя война и мятеж внутри страны – таков круг тем, непосредственно затронутых в пьесе. А рядом с ними философские и психологические проблемы, над которыми бьётся мысль Гамлета: смысл жизни и назначение человека, смерть и бессмертие, духовная сила и слабость, порок и преступление, право на месть и на убийство.
Содержание трагедии имеет вечную ценность и будет актуально всегда, независимо от времени и места. В пьесе ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом, какими средствами и возможно ли его победить? Стоит ли вообще жить, если жизнь полна зла и победить его невозможно? Что в жизни правда, а что ложь? Как истинные чувства отличить от ложных? Может ли любовь быть вечной? В чём вообще смысл человеческой жизни?