Дуня, дочка станционного смотрителя, всегда была всеобщей любимицей. Она всегда была умницей и красавицей, гордостью и радостью своего отца, Самсона Вырина. По словам отца, она была очень похожа на свою покойную мать, которая умерла уже очень давно. Дуня жила со своим отцом ему по хозяйству, в общем, была обычной девушкой, правда умнее и красивее, чем ее сверстницы. Но, как и все девушки,она мечтала о любви, была очень восприимчива к чувствам, и, согласно возрасту, немного глупа. Она поверила проезжему молодому человеку, который украл ее у отца, хотя она не сильно сопротивлялась.
Характер Дуни не выражен очень ярко, он скорее несколько расплывчат. Можно сказать определенно только то, что Дуня была умна, добра, проворна, сообразительна и всем нравилась. Скорее всего, привыкнув к такому обращению, Дуня в душе была уверена, что достойна лучшей участи, нежели роль жены человека ее круга. Она была мечтательна, и видела, какое впечатление ее появление производит на мужчин. Она не могла этого не замечать, и, в некотором роде, не пользоваться. Но она делала это только, для того, чтобы защитить своего отца от плохого настроения путешественников. Но можно также сказать, что Дуня очень любила своего отца, несмотря на то, что сбежала от него и не навещала в течение многих лет. Приехав через несколько лет на его могилу, она горько плакала, это говорит о ее горячем сердце и глубокой привязанности к отцу, которого она бросила из-за любви к мужчине.
Жанр произведения — историческая повесть, написанная в форме воспоминаний.
Содержит 14 глав, каждая из которых имеет название и эпиграф. Основа исторических событий, описанных в повести, — восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 годов.
Композиция. В завязке повествуется о детстве и отрочестве Петруши Гринева, о жизни в родительском семействе. Кульминация повести — захват мятежниками Белогорской крепости и казнь капитана Миронова и его жены.
Вторая кульминация — появление Гринева в захваченной крепости для Маши. Развязка — известие о помиловании Гринева императрицей. Заканчивается повесть небольшим эпилогом, хотя не указывается, что это эпилог.
В повести нарисована яркая картина стихийного народного восстания. Пушкин упоминает о некоторых причинах восстания, рисует разнообразный национальный и социальный состав участников движения. Народ в повести — не безликая масса, ведомая своим предводителем, это разноплановые личности, объединенные определенной целью: изувеченный башкирец, Хлопуша, казаки, крестьяне и многие другие, вставшие под знамена Пугачева.
Основные образы. Рисуя образ старика Гринева, Пушкин поднимает проблему воспитания и образования молодежи. Автор не идеализирует семью Гриневых: глава семьи скор и на принятие решений, и на расправу, нетверд в поисках правды. Симпатию вызывает его сын Петр, в трудных обстоятельствах, будучи совсем еще молодым, с честью хранивший верность своему слову. Искренний, порядочный, верный присяге, не струсивший перед лицом опасности и военного суда, он вызывает чувство уважения.
С симпатией же, хотя и с некоторой долей юмора, обрисована автором семья капитана Миронова. Пушкин показывает, что именно в такой семье и могла вырасти замечательная девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни, с ее мужеством.
Искреннюю неприязнь вызывает Швабрин — сначала клеветник, который может нанести удар в спину, потом изменник, перешедший на сторону мятежников, и тюремщик сироты, а после разгрома восстания — и лживый доносчик. Сложен образ Пугачева. Глубокая народная любовь, беспощадность ко всему антинародному — и гуманность, сметливость; талант народного вождя — и наивность; вандализм — и щедрость. Гриневу было искренне жаль, что этот человек не погиб в бою, а сложил голову на плахе. В целом, образ трагичен.
Образ Савельича — выражение Пушкиным высоких нравственных качеств простого русского человека.
Идеализирован образ императрицы, поставившей точку в деле Петра Гринева.
Язык повести исключительно прост, лаконичен, точен и безыскусствен в изображении действительности.
Автор восхищается своей героиней,постепенно узнавая её судьбу,он ошеломлён особой миссией Матрёны,которую до него никто не замечал.
Для Солженицына Матрёна-это воплощение моральных и духовных христианских ценностей,на которых держится земля русская.
Автор называет Матрёну "праведником,на котором село держится".