Нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену и отдушину мужчина находит в выпивке.
Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.
В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов — это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.
Объяснение:
Какой-то критик при анализе образа Катерины, сказал, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны».
Что подразумевают люди, когда говорят: «Я хочу быть самим собой»? Думаю, в этих словах выражается их решимость жить по своим лекалам, по индивидуальным стандартам поведения. Они всегда сами решают, как поступить и что делать, не подстраиваясь под «изменчивый мир». Таких героев мы часто встречаем в литературе.
Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» познакомил нас с Катериной — молодой женщиной, которая смогла сохранить верность своим убеждениям, несмотря на давление деспотичной свекрови и негативное влияние купеческой среды. Героиня всегда была вольной и активной девушкой, утопающей в поэтических грезах и жаждущей любви. В ее доме царили взаимопонимание и уважение. Однако после замужества она столкнулась с ханжеской моралью, жестокостью и грубостью Кабанихи, которая тиранила всех членов семьи и меняла их под себя. По ее мнению, все домочадцы должны были ее бояться и во всем подчиняться лишь ее воле. Катерина не готова была смириться с этим самодурством и возражала Марфе Игнатьевне, вновь и вновь получая упреки, придирки, обвинения в ответ. Но агрессия свекрови не помешала героине воплотить свою заветную и греховную мечту — оказаться в объятиях любимого человека, а не слабовольного супруга, равнодушного к ее участи. Катерина, несмотря на попытку Кабанихи переделать невестку, осталась самой собой и сделала личный выбор, не подстраиваясь под требования окружения. Даже ее признание в адюльтере свидетельствует о том, что верность своим убеждениям была главным нравственным принципом Катерины. Она ни разу не поступилась им, поэтому выбрала смерть — единственный остаться собой в мире, давящем на нее со всех сторон.
Не менее принципиальна и категорична героиня рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник». Она была богата, красива, молода, образована, и весь мир был у ее ног. Преуспевающий поклонник настойчиво ухаживал за ней и был готов к серьезным отношениям. Отец не неволил дочь и предоставлял ей все возможности для самоопределения. Казалось бы, ее судьба предрешена: прекрасная партия, обеспеченная жизнь, увлечение искусством. Окружающий мир диктовал ей определённый шаблон поведения, которому она не последовала. Героиня была глубоко верующим человеком и видела свое призвание в монастырской аскезе, а не мирских развлечениях. Сблизившись со своим избранником, познав любовь, она навсегда отрешилась от мира и сделала окончательный выбор в пользу религиозной деятельности. Несмотря на протесты своего кавалера, отца, окружения, она сделала так, как захотела. Это и есть воплощение принципа «быть самим собой».
Таким образом, остаться самим собой в обществе, навязывающем универсальные ценности и устремления, можно только ценой постоянной борьбы за свою самостоятельность. Тот, кто имеет индивидуальность, имеет силу и терпение отстаивать свою точку зрения.
Объяснение: