Цитатный план – это последовательность сюжета произведения, которая оформлена в виде цитат из самого художественного произведения. Цитатный план отличается от обычного плана тем, что в его композицию входят фразы, употребленные писателем в произведении НОМЕР 5
На западе постоянно сравнивали достоевского с толстым, первый выражал, по мнению критиков, «трагедию славян», второй — «славянский покой, тихий, молчаливый, только еще страны».
достоевский умер за тридцать лет до смерти толстого. между тем кажется, когда читаешь их сочинения, что «молодость» xix в. запечатлена в толстом, а «старость» его — в достоевском, что мрачные проблемы xx в. и чудовищные злодеяния, совершенные этим веком, предугаданы достоевским, а не толстым, который по времени был ближе к этому xx в. (умер в 1910
запад открыл в искусстве xix в. «славянское очарование. тургенева называли «самым приятным» писателем, достоевского — «поэтом скорби», и это последнее нравилось больше.
в италии, где в конце xix в. возникло в искусстве своеобразное эстетическое направление веризм (верность правде, реализм), достоевского назвали «самым ужасным веристом». его избрали своим учителем многие известнейшие писатели запада (парадоксально, противником именно запада считал себя сам достоевский). ему подражали, писали романы, где героем был увлеченный им человек.
вряд ли правильно понимали достоевского, воспринимая его сквозь призму собственных идей. философ ницше, апологет сильной личности, нашел в жюльене сореле стендаля и родионе раскольникове («преступление и наказание» достоевского) своих героев, т. е. сильных людей. в достоевском ценили величайшего психолога. это в нем отметил и ницше. французский критик вогюе, горячий пропагандист , отозвался о достоевском самым отрицательным образом: признавая его огромный талант, он приходил в ужас от его книг (это «ужасный реализм», чтение его подобно «добровольной пытке»). так или иначе, но толстой и достоевский разбудили запад, заставили отрешиться от невежественного равнодушия к культуре. заговорили даже об «очищении европы через народ» поэт рильке сравнил писателя даже с христом.
однако все это произошло уже после смерти достоевского. писателю при жизни не удалось погреться у костра своей мировой славы, а эта слава его росла из года в год. первая мировая война, породившая в нервозных, опустошенных молодых людей, переживших ужасы войны, получивших в критике наименование «потерянного поколения», привлекла к достоевскому новых адептов. мучимый кошмарами кафка находит в писателе своего собрата. к достоевскому привлечено внимание врачей-патологов, в частности фрейда (статья «достоевский и отцеубийство, 1928).
увы, слава, всеобщее внимание нередко и нездоровое любопытство к знаменитым людям, и нездоровые измышления. думается, однако, что основная масса зарубежных читателей угадала в главный ее нравственный элемент — человеколюбие, гуманность и целомудренное отношение к интимной стороне жизни человека.
жизнь достоевского? тяжелое детство. бедность, нужда, тиранический характер отца. затем неожиданный взлет славы, после опубликования первого романа «бедные люди». осознание своих высоких возможностей и болезненная ранимость самолюбия, чувство униженности в условиях сословной расчлененности общества. в те годы в основном выходили из богатых и знатных людей.
однажды в скромную квартиру достоевского явился с визитом писатель и барин граф в. а. соллогуб. достоевский был страшно смущен — ему некуда было посадить гостя: кроме письменного стола и одного кресла, у него не было в комнате никакой мебели. соллогуб — средней руки, разговаривал с одареннейшим достоевским с барской снисходительностью, что, конечно, чувствовал последний.
однажды, точнее, 15 апреля 1849 г., на квартире у батушевича-петрашевского достоевский прочитал «письмо белинского к гоголю», оно уже было известно в кругах, но держалось под строжайшим секретом. это чтение стало роковым для молодого писателя. полиция разгромила петрашевцев (в сущности, безобидный кружок , увлекшихся идеями социалиста-утописта фурье об «общем благе для всего человечества»). петрашевцы критиковали крепостничество в россии. полиция приняла свои меры. многие из них были арестованы и судимы.
достоевский был приговорен к смертной казни, стоял с петлей на шее, познав все чувства приговоренного к смерти. казнить, однако, не стали, а отправили на каторгу. девять лет провел писатель на каторжных работах среди сброда самых отчаянных уголовников. это было страшное испытание и вместе с тем давало огромный материал для наблюдений психолога.
Править Наблюдать за этой страницей Стих Содержание Стих в античном стихосложении Стихи с двустопным метром Стихи с одностопным метром Акаталектика, каталектика Логаэдический стих Стих в новейшем стихосложении Литература См. также Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:
художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.); строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»). Стих в античном стихосложени
заданная последовательность слогов (обычно от двух до пяти) называлась стопой; заданная последовательность стоп (обычно от четырёх до одиннадцати) называлась стихом; заданная последовательность стихов (обычно от двух до четырёх) называлась строфой. Стих делится на метры — группы стоп, объединённые иктом, ритмическим ударением. В стихах, состоящих из трех- и более сложных стоп, метром бывает одна стопа (напр. дактилический метр —́UU). В стихах, состоящих из двусложных стоп, метром бывает группа как из одной, так из двух стоп (напр. ямбический метр U—́ ¦ U—); при этом икт падает на сильную долю первой стопы.
Стихи рассматриваются по составу метра и по количеству метров. Стихи принято делить сначала по составу метра (стихи с двустопным метром, стихи с одностопным метром), затем по количеству метров.
Стихи с двустопным метром Стихи с двустопным метром, т. н. диподии (др.-греч. ἡ διποδία, двустопие):
монопо́дия (ἡ μονοποδία, одностопие) напр. трохеическая, —U дипо́дия (ἡ διποδία, двустопие) напр. кретическая, — U— | , то есть кретический диметр трипо́дия (ἡ τρίποδία, трехстопие) напр. хориямбическая, —UU— | —UU— | —UU—, то есть хориямбический триметр тетрапо́дия (ἡ τετράποδία, четырёхстопие) напр. бакхическая, U—— | U—— | U—— | U——, то есть бакхический тетраметр пентапо́дия (ἡ πεντάποδία, пятистопие) напр. кретическая, — U— | — U— | — U— | — U— | — U—, то есть кретический пентаметр гексапо́дия (ἡ ἑξάποδία, шестистопие) напр. анапестическая, UU— | UU— | UU— | UU— | UU— | UU—, то есть анапестический гекзаметр Акаталектика, каталектика Любой стих может быть акаталектическим и каталектическим:
акаталектический — стих, в котором все стопы сохраняются без изменений; напр. дактилический акаталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —UU; каталектический — стих, в котором длина последней стопы уменьшена; напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U; Кроме того, стих может быть гиперкаталектическим, в котором длина последней стопы увеличена; напр. гиперкаталектический дактилический диметр: —UU | —UU—. Однако понятие гиперкаталектикого стиха в известной мере условно, так как гиперкаталектический стих принято рассматривать как каталектический большего размера, напр. гиперкаталектический дактилический диметр как каталектический дактилический триметр, —UU | —UU | —.
Логаэдический стих Основная статья: Логаэдический стих Логаэдический стих (тж. логаэд; от др.-греч. λογᾰοιδικός — прозаически-стихотворный), в силлабо-метрическом стихосложении — стих, образованный сочетанием 3-сложных 4-морных стоп (дактиль, анапест и т. п.) с 2-сложными 3-морными (ямб, хорей и т. п.); в тоническом — стих, внутри которого ударения располагаются с неравномерными слоговыми промежутками, повторяющимися из стиха в стих. Пример силлабо-метрических логаэ
достоевский умер за тридцать лет до смерти толстого. между тем кажется, когда читаешь их сочинения, что «молодость» xix в. запечатлена в толстом, а «старость» его — в достоевском, что мрачные проблемы xx в. и чудовищные злодеяния, совершенные этим веком, предугаданы достоевским, а не толстым, который по времени был ближе к этому xx в. (умер в 1910
запад открыл в искусстве xix в. «славянское очарование. тургенева называли «самым приятным» писателем, достоевского — «поэтом скорби», и это последнее нравилось больше.
в италии, где в конце xix в. возникло в искусстве своеобразное эстетическое направление веризм (верность правде, реализм), достоевского назвали «самым ужасным веристом». его избрали своим учителем многие известнейшие писатели запада (парадоксально, противником именно запада считал себя сам достоевский). ему подражали, писали романы, где героем был увлеченный им человек.
вряд ли правильно понимали достоевского, воспринимая его сквозь призму собственных идей. философ ницше, апологет сильной личности, нашел в жюльене сореле стендаля и родионе раскольникове («преступление и наказание» достоевского) своих героев, т. е. сильных людей. в достоевском ценили величайшего психолога. это в нем отметил и ницше. французский критик вогюе, горячий пропагандист , отозвался о достоевском самым отрицательным образом: признавая его огромный талант, он приходил в ужас от его книг (это «ужасный реализм», чтение его подобно «добровольной пытке»). так или иначе, но толстой и достоевский разбудили запад, заставили отрешиться от невежественного равнодушия к культуре. заговорили даже об «очищении европы через народ» поэт рильке сравнил писателя даже с христом.
однако все это произошло уже после смерти достоевского. писателю при жизни не удалось погреться у костра своей мировой славы, а эта слава его росла из года в год. первая мировая война, породившая в нервозных, опустошенных молодых людей, переживших ужасы войны, получивших в критике наименование «потерянного поколения», привлекла к достоевскому новых адептов. мучимый кошмарами кафка находит в писателе своего собрата. к достоевскому привлечено внимание врачей-патологов, в частности фрейда (статья «достоевский и отцеубийство, 1928).
увы, слава, всеобщее внимание нередко и нездоровое любопытство к знаменитым людям, и нездоровые измышления. думается, однако, что основная масса зарубежных читателей угадала в главный ее нравственный элемент — человеколюбие, гуманность и целомудренное отношение к интимной стороне жизни человека.
жизнь достоевского? тяжелое детство. бедность, нужда, тиранический характер отца. затем неожиданный взлет славы, после опубликования первого романа «бедные люди». осознание своих высоких возможностей и болезненная ранимость самолюбия, чувство униженности в условиях сословной расчлененности общества. в те годы в основном выходили из богатых и знатных людей.
однажды в скромную квартиру достоевского явился с визитом писатель и барин граф в. а. соллогуб. достоевский был страшно смущен — ему некуда было посадить гостя: кроме письменного стола и одного кресла, у него не было в комнате никакой мебели. соллогуб — средней руки, разговаривал с одареннейшим достоевским с барской снисходительностью, что, конечно, чувствовал последний.
однажды, точнее, 15 апреля 1849 г., на квартире у батушевича-петрашевского достоевский прочитал «письмо белинского к гоголю», оно уже было известно в кругах, но держалось под строжайшим секретом. это чтение стало роковым для молодого писателя. полиция разгромила петрашевцев (в сущности, безобидный кружок , увлекшихся идеями социалиста-утописта фурье об «общем благе для всего человечества»). петрашевцы критиковали крепостничество в россии. полиция приняла свои меры. многие из них были арестованы и судимы.
достоевский был приговорен к смертной казни, стоял с петлей на шее, познав все чувства приговоренного к смерти. казнить, однако, не стали, а отправили на каторгу. девять лет провел писатель на каторжных работах среди сброда самых отчаянных уголовников. это было страшное испытание и вместе с тем давало огромный материал для наблюдений психолога.