.Особой чертой работы Василия Андреевича является органичное вплетение в повествование русского фольклора. Основные события происходят в «крещенский вечерок». Издревле считается, что это идеальное время для гаданий. Уже с первых строк мы видим перечисление старинных обрядов: бросание башмака, пение над блюдечком с кольцом, прополка снега и т.д. Так, и главная героиня решает узнать свою судьбу. Девушка хочет увидеть своего суженного и поэтому выбирает одно из древнейших таинств со свечой и зеркалом. Писатель хорошо передаёт обстановку древней Руси: светлица, сани, метель. Но в эти образы вторгается мрачность повествования. Гадания для церкви считаются грехом, и Светлана нарушила эту заповедь. Предвестником трагедии становится образ чёрного ворона, прокаркавшего «печаль». Ворон – символ смерти, именно эта птица прилетает на поля брани и питается падалью. Героиню окружает метель, которая дает почувствовать могильный холод, дыхание смерти. И, наконец, виден гроб, в котором она замечает своего жениха. Кульминации действие достигает в избушке, словно находящейся на границе между миром живых и мёртвых.
Андрию в бою не свойственны ни хладнокровие, ни терпение — он весь во власти чувств. Запальчивость, необузданный порыв руководят его действиями и ведут за собой. Он храбр потому, что не дает себе ни времени, ни возмож- ности оценить опасность. Не случайно Гоголь говорит, что «он несется, как пьяный» , ведь в битве Андрий видел для себя «бешеную негу и упоение» . Сражение для него — лишь «очаровательная музыка пуль и мечей» , он не помнит, ради чего ведется бой, чего хотят достичь казаки. Вся сущность нетерпеливого и пылкого характера Андрия проявилась в его манере поведения во время битвы. Между сражениями Андрий скучает, чувствует «какую- то духоту на сердце».
Господин Н – человек без определенных занятий, путешествует без конкретной цели. Он молод, богат, ему нравится наблюдать жизнь, людей. Производит приятное впечатление. В Германии случайно знакомится с Гагиными. Его внимание привлекла Ася, молодая девушка. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.
Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг. «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили» , – закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.
Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям… » Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей» . Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо» . Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда») , нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя. Прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна. Лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н. , потерявшего свое счастье.
.Особой чертой работы Василия Андреевича является органичное вплетение в повествование русского фольклора. Основные события происходят в «крещенский вечерок». Издревле считается, что это идеальное время для гаданий. Уже с первых строк мы видим перечисление старинных обрядов: бросание башмака, пение над блюдечком с кольцом, прополка снега и т.д. Так, и главная героиня решает узнать свою судьбу. Девушка хочет увидеть своего суженного и поэтому выбирает одно из древнейших таинств со свечой и зеркалом. Писатель хорошо передаёт обстановку древней Руси: светлица, сани, метель. Но в эти образы вторгается мрачность повествования. Гадания для церкви считаются грехом, и Светлана нарушила эту заповедь. Предвестником трагедии становится образ чёрного ворона, прокаркавшего «печаль». Ворон – символ смерти, именно эта птица прилетает на поля брани и питается падалью. Героиню окружает метель, которая дает почувствовать могильный холод, дыхание смерти. И, наконец, виден гроб, в котором она замечает своего жениха. Кульминации действие достигает в избушке, словно находящейся на границе между миром живых и мёртвых.