Действие произведения происходит в период восстания Емельяна Пугачева и основано на реальных событиях. Повесть написана в форме мемуаров главного героя Петра Андреича Гринева – его дневниковых записей. Произведение названо в честь возлюбленной Гринева – Марьи Мироновой, капитанской дочери.
Отец главного героя, Андрей Петрович Гринев, вышел в отставку премьер-майором, стал жить в своей Симбирской деревне, женился на дочери тамошнего дворянина. С пяти лет Петю отдали на воспитание стремянному Савельичу. Когда главному герою исполнилось 16 лет, отец, вместо того чтобы отправить его в Петербург в Семеновский полк (как ранее планировалось), определил на службу в Оренбург. Вместе с юношей отправили Савельича.
По дороге в Оренбург в трактире в Симбирске Гринев познакомился с ротмистром гусарского полка Зуриным. Тот научил юношу играть в бильярд, предложил сыграть на деньги. Выпив пунша, Гринев разгорячился и проиграл сто рублей. Огорченному Савельичу пришлось отдавать долг.
Отец называл её Бетси, потакает любым капризам, ко всем шалостям относится снисходительно. Она воспитана романтической натурой, не знает забот, мечтает о любви. Автор, давая характеристику, называет её “балованным дитём”. Лизе семнадцать лет, у неё красивое смуглое лицо, черные глаза. Помимо англичанки за Лизой приставлена присматривать Девушка Настя, с которой Лиза дружит и придумывает всякие затеи, чтобы разнообразить жизнь в деревне. Дочь Муромского, как и остальные девушки в деревне, увлечена молодым барином Берестовым, который, по слухам, очень красив, бледен и страдает от безответных чувств. При встречах с Алексеем называет себя Акулиной.
ГЛАВА 1. «УПРАЗДНЕННЫЙ ТЕАТР»: СОБЫТИЯ 1924-1937 ГГ. И ИХ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В РОМАНЕ 21
Шалва Степанович Окуджава и Ашхен Степановна Налбандян 21
На Арбате и в Тифлисе: география детских лет 27
На Урале 45
ГЛАВА 2. СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО Ш.С. ОКУДЖАВА И ОБРАЗ
РОДИТЕЛЕЙ В «УПРАЗДНЕННОМ ТЕАТРЕ» 67
Перед арестом: основа для обвинений 67
Следствие 88
О троцкизме и национал-уклонизме 88
О семье Окуджава 92
О связях с Г.Л. Пятаковым и И.Н. Смирновым 100
Обвинительное заключение и реабилитация 1956 года 102
«Упраздненный театр»: документальное и художественное (направления интерпретации) 107
ГЛАВА 3. АРБАТ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ НИЖНЕГО ТАГИЛА:
МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО МИФА 111
Арест матери 111
Арбатский двор: реальность 117
Арбатский двор: миф 137
ГЛАВА 4. ТБИЛИСИ: СОБЫТИЯ, НЕ ВОШЕДШИЕ В МИФ 145
До ухода на фронт: драматический кружок и стихи 1941-1942 годов 145
В армии: опыт «своей» войны и его несоответствие ее каноническому изображению 164
Литературное окружение, литературные образцы и стихи 1944 го да. 189
Проблематика первых публикаций (стихи 1945 года) 207
Университетские годы (1945-1950) 218
4.5.1 Поступление в университет 218
Возвращение Ашхен Степановны и ее второй арест 224
Встреча с Б.Л. Пастернаком и общение с Галактионом Табидзе: проблема признания и поиск образцов 228
«Соломенная лампа»: участники литературного кружка и их арест 238
Галина Васильевна Смольянинова 247
Песни 1940-х годов 252
4.5.7 Учеба в университете 259
ГЛАВА 5. КАЛУГА И ВОЗВРАЩЕНИЕ В МОСКВУ: СТИХИ ПЕРИОДА
«ДЕКАНОНИЗАЦИИ» 267
Преподавание в Шамордине и Высокиничах 267
Переезд в Калугу и работа в пятой средней школе 277
Переход в газету «Молодой ленинец»: редакция газеты и литературное объединение 286
Работа в вечерних школах 314
Предотъездное время: возвращение матери и вступление в партию...317
Приезды в Калугу из Москвы 322
Книга «Лирика»: тематика и проблема героя 327
Переезд в Москву. Литобъединение «Магистраль»: отказ от «Лирики» и декларация перехода к новым стихам 355