Обычный эгоизм это наиболее приметивныя форма эгоизма,это эгоизм Марии Алексеевны,которая не делает никому зла без денежных расчетов.Наиболее зловещая форма подобного эгоизма проявляется у Жана Соловьева который разыграл любовь к Кате Полозовой из за её наследства,в погоне за ещё большем обогожением обеспеченые люди идут на подобные ухищрения Эгоизм новых людей тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека.Каждый думает больше о себе-говорит Вере Павловне Лопухов.Но эгоизм новых людей отличается естественным стремлением к счастью и добру.Счастье одного человека заключается в благополучие общества.Лопухов освобождает Веру от принудительного брака,когда убеждается что она любит Кирсанова.Кирсанов Кате Полозовой,Вера организует мастерскую,рахметов разрешить драмматическую ситуацию.Разумный эгоизм выдвигает позитивный расчет,права человека чтобы под влиянием личной заинтересованности не нарушить права общества и других .
Стихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края.
Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) — тогда разговор станет предметным. Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов).
— Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана?
(Скорее первое.)
— Какие образы передают в картине глубину пространства?
(Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители — монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.)
— Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?
(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)
После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н.Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения.
— На что обратил внимание герой в первую очередь?
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла...
Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.
— Какие тропы встречаются в этих строках?
(Метафора — окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение — алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.)
— А что обозначает само слово “лачуга”?
(Работаем со словарём.)
— С чем может быть связано появление этого образа?
(Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.)
— Сравните слова лачуга и изба, обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются?
(Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое.)
— Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?
(Возможно, это грусть.)
Следим за взглядом героя дальше.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане — луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.
Герои философской пьесы-сказки «Синяя птица» — это образы-символы, которые воплощают господствующие на земле силы. Это человек, растения, животные, стихии Света, Огня и Воды, Души, Хлеба, Молока, Часов — все то, из чего состоит человеческий мир. Оказывается, человек живет на земле, не замечая вокруг никого и ничего, кроме таких, как сам. Ей кажется, что лишь он наделена душой, и все тайны мира им разгаданы. Но это не так. С волшебного камня, который открывает истинное зрение, Тильтиль и Митиль, герои пьесы, видят мир таким, которым он является в действительности, — одухотворенным, прекрасным (а иногда — страшным) , преисполненным тайн, еще неизведанных человечеством. В этом мире настоящее и будущее находятся рядом и пронизывают друг друга: Тильтиль и Митиль встречают и своих давно умерших родных, и еще не рожденного брата. Оказывается, человек отвечает не только за себя, но и за всех своих предков и потомков, потому что весь его род — единственное целое, одна бесконечная линия.
Драматург делает своими героями именно детей, ведь их сознание еще гибкое, они наиболее восприимчивы к тайнам мира, близки к природе. Они умеют искренне любить и радоваться, их еще не затронули несчастье и пороки, которые появляются в пьесе в образах Толстых Блаженств (например, Блаженство Быть Богатым, Блаженство Ничего Не Делать и др. )
Созданная Метерлинком космогоническая объединяет все силы и законы земли: от ночных ужасов и войн к самой светлой сущности земли — Материнской любви, Справедливости, Радости Понимать; дети попадают к своим предкам и потомкам, в подземное царство Ночи и на вершины мира, встречают Души растений и животных. Они узнают, что в мире существует большое количество сил, которые им, или наоборот — обиженные на людей и стремятся отомстить им (как, например, души тех деревьев и животных, которых человек уничтожает) .
Метерлинк дает в пьесе оптимистичную картину будущего: те дети, которые ожидают в Царстве Будущего своего рождения, вскоре принесут на землю прекрасные машины, цветы и плоды, победят болезни, несправедливость и даже саму смерть. Однако и перед теми, которые живут на земле, появилось очень важное задание: Тильтиль и Митиль должны найти Синюю птицу — птицу счастья — и принести его на землю. Для этого они познают мир. Но этот мир и души, которые населяют его, - внутри самих людей.
Действие пьесы начинается и завершается в родном доме детей. Путешествие внутрь себя происходило во сне, но, проснувшись, Тильтиль и Митиль не забывают всего, что с ними случилось, и теперь по-новому смотрят на окружающий мир: как предусматривала Душа Света, их взгляд на вещи изменился, и теперь им кажется, что лишь они проснулись, а остальные люди — спят, не видя всю красоту и благодать мира.
«Одухотворяет» в пьесе мир, окружающий человека мир, Метерлинк показывает, что людям необходимо «проснуться» , посмотреть вокруг и увидеть всю красоту земли, ценность человеческой любви и доброты, необходимость жить в мире со своими соседями по земли и познавать мир, не разрушая его.
Подходит?