РУСЛАН — герой поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1817-1820, пролог 1824-1825, ред. «Людмила и Руслан»). Имя Р. заимствовано из лубочной сказки «О Еруслане Лазаревиче». Р. у Пушкина — «витязь беспримерный, в душе герой», в котором выражены идеальные качества мужчины — физическая сила, благородство души, воинская доблесть («Я еду, еду, не свищу, // А как наеду, не спущу»). Р. смело вступает в борьбу с силами зла. Духовно обогащенный встречей с Финном, Р. понимает, что, если он не победит Черномора и не освободит Людмилу, его жизнь будет прожита напрасно, ибо только подвиг дарует человеку бессмертие. Победы Р.— это и пик в развитии юного поэта. Все темы поэмы решаются с контрастов древнего («преданья старины глубокой») и современного, сказочного и реального, интимного и иронического. Поэма, проникнутая «русским духом», запечатлела духовный мир народа с его пониманием прекрасного как доброго и нравственного. Критики пушкинской поры единодушно увидели народность поэмы в «грубом, площадном» демократизме. Не случайно возникло сравнение поэмы с бородатым гостем в армяке и лаптях, который втерся в Московское благородное собрание. Образ Р. послужил прообразом Р., героя оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» (1843); балета Ф.Е. Шольца (1821); кинофильма А.Птушко (1972).
Мой ПушкинМне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин... Значит, тысячи Пушкиных существуют на земле вот уже полтора века, и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных — ведь человек неповторим. Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь понять, почему же все-таки Пушкин стал символом русской поэзии. Почему сегодня его стихи и поэмы, драмы и повести волнуют нас, людей нового века?Очевидно, Пушкин сумел выразить то, что неизменно остается в человеке, в какое бы время он ни жил. Свобода. Счастье. Любовь. Дружба... Это вечно. Все появляется, исчезает, меняется, но всегда человек будет стремиться к свободе, искать дружбы, ждать любви, добиваться счастья. Это вечно, и бессмертен Пушкин, как бессмертны Шекспир, Микеланджело, Бах, Рублев. “Быть или не быть?..” — это же вечно! И бессмертно:Я вас любил так трепетно, так нежно,Как дай вам Бог любимой быть другим.Можно говорить о том, что все великие художники были гуманистами, что они глубоко национальны и их нельзя оторвать от народа, их взрастившего. Можно детально исследовать их технику, спорить о новаторстве или традиционности их произведений. И все-таки где граница, за которой начинается гениальное? Тысячи художников на протяжении тысячелетий пытаются постичь извечные тайны внутреннего мира, выразить свое собственное мироощущение, а через него дать обобщенное изображение современного им мира, современного им человека. Многим из них рукоплещут, подражают; их произведения — нарасхват... Но проходит десятилетие — и о них помнят лишь в узком кругу любителей; сто лет — и имена этих художников можно встретить лишь в учебниках, каталогах...Пушкин не тускнеет. В чем же секрет его? Где начинается великое?Там же, где и неизмеримое, невыразимое, необъяснимое. Там, где молчат. Так молчат наедине с Природой, наедине с собой. Там, где начинается личное. Здесь начинается мой Пушкин.Он пришел ко мне недавно. Ранее Пушкин казался мне или архаичным, или слишком простым. Гораздо ближе был Лермонтов с его мужественным пессимизмом. Пушкин пришел ко мне неожиданно. Мой приятель развивал память и для этого ежедневно заучивал пять пушкинских строф. Это было необычно, странно, и я взял в руки томик.“Суровый славянин, я слез не проливал”, — прочитал я и вдруг увидел другого, не хрестоматийного Пушкина, Пушкина, которого не знал до сих пор.Так начался мой Пушкин. Увидев его мужественным, жизне человеком, обладающим, несмотря на противоречия, цельной, гармонической натурой, я почувствовал уважение к нему и стал открывать его для себя. Это открытие продолжается до сих пор. Я с удовольствием узнаю о нем из биографических работ и постепенно вырисовываю его образ. Недостающие детали дает воображение.Какой же он, мой Пушкин?Прежде всего, дающий мне возможность выключиться временами из бурно скачущего ритма жизни, забыть ненадолго о суете:Но гаснет краткий день, и в камельке забытомОгонь опять горит — то яркий свет лиет,То тлеет медленно, — а я пред ним читаюИль думы долгие в душе моей питаю.Благодаря Пушкину у меня перепадают (к сожалению, редкие) минуты, когда я остаюсь наедине с изначальным, заложенным во мне генетически, существующим вне времени...Пора, мой друг, пора!Покоя сердце просит —Летят за днями дни, и каждый день уноситЧастичку бытия, а мы с тобой вдвоемПредполагаем жить...Таков мой Пушкин. Мой собеседник. То озорной, то задумчивый, то нежный, то ядовитый... Я люблю наблюдать его подвижное лицо, ловить быстрые мысли. С ним легко и спокойно. С ним я забываю о суете, которая норовит увести от самого главного. Он мой друг, и я хочу, чтобы он был жив. Я люблю Пушкина. И рассказал об этом, как сумел. Ну а невысказанное...
СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ
ЯНВАРЬ
Зинька была молодая синичка, и своего гнезда у нее не было. Целый день
она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам,
- синицы народ бойкий. А к вечеру присмотрит себе пустое дупло или щелку
какую под крышей, забьется туда, распушит попышней свои перышки, - кое-как
и переспит ночку.
Но раз - среди зимы - посчастливилось ей найти свободное воробьиное
гнездо. Помещалось оно над окном за оконницей. Внутри была целая перина
мягкого пуха.
И в первый раз, как вылетела из родного гнезда, Зинька заснула в тепле и
покое.
Вдруг ночью ее разбудил сильный шум. Шумели в доме, из окна бил яркий свет.
Синичка испугалась, выскочила из гнезда и, уцепившись коготками за раму,
заглянула в окно.
Там в комнате стояла большая - под самый потолок елка, вся в огнях, и в
снегу, и в игрушках. Вокруг нее поыгали и кричали дети.
Зинька никогда раньше не видела, чтобы люди так вели себя по ночам. Ведь
она родилась только летом и многого еще на свете не знала.
Заснула она далеко за полночь, когда люди в доме наконец успокоились и в
окне погас свет.
А утром Зиньку разбудил веселый, громкий крик воробьев. Она вылетела из
гнезда и спросила их:
- Вы что, воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не
давали. Что такое случилось?
- Как? - удивились воробьи. - Разве ты не знаешь какой сегодня день? Ведь
сегодня Новый год, вот все и радуются - и люди и мы.
- Как это - Новый год? - не поняла синичка.
- Ах ты, желторотая! - зачирикали воробьи. - Да ведь это самый большой
праздник в году! Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь.
Сегодня первый день января.
- А что это "январь", "календарь"?
- Фу, какая ты еще маленькая! - возмутились воробьми. - Календарь - это
расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и январь -
его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев - столько,
сколько у людей пальцев на передних лапах: февраль, март, апрель, май,
июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц,
двенадцатый, хвостик года - декабрь. Запомнила?
- Не-ет, - сказала синичка. - Где же сразу столько запомнить! "Носик",
"десять пальцев" и "хвостик" запомнила. А называются они все уж больно
мудрено.
- Слушай меня, - сказал тогда Старый Воробей. - Ты летай себе по садам,
полям и лесам, летай да присматривайся, что кругом делается. А как
услышишь, что месяц кончается, прилетай ко мне. Я тут живу, на этом доме
под крышей. Я буду тебе говорить, как каждый месяц называется. Ты все их по
очереди и запомнишь.
- Вот ! - обрадовалась Зинька. - Непременно буду прилетать к тебе
каждый месяц. До свиданья!
И она полетела и летала целых тридцать дней, а на тридцать первый вернулась
и рассказала Старому Воробью все, что приметила.
И Старый Воробей сказал ей:
- Ну вот, запомни: январь - первый месяц года - начинается с веселой елки у
ребят. Солнце с каждым днем понемножечку начинает вставать раньше и
ложиться позже. Свету день ото дня прибывает, а мороз все крепчает. Небо
все в тучах. А когда проглянет солнышко, тебе, синичке, хочется петь. И ты
тихонько пробуешь голос: "Зинь-зинь-тю! Зинь-зинь-тю! "
Объяснение: